Хочу родовое поместье! Насколько это реально?
- А Орловская область – за или против?
- И как получить участок под родовое поместье?
- Но это же нужно много работать на земле. Эти люди – фермеры?
- А государство как к этому относится?
- Это какая-то секта?
- Что значит: объединены общей идеей и философией? Люди живут как в пионерском лагере?
- Что такое родовое поместье? Чем оно отличается от простого дома с участком земли?
А Орловская область – за или против?
У нас пока закон, регулирующий предоставление земельных участков под родовые поместья, не принят. Местные законодатели полагают, что надо дождаться решения вопроса на федеральном уровне – определиться, что такое родовое поместье, какие его размеры, какие конкретно муниципальные земли могут быть выделены под них. Вопрос о подготовке соответствующих предложений обсуждался активистами регионального штаба ОНФ.
А пока на Орловщине можно получить участок либо для личного подсобного хозяйства, либо для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Земельным кодексом, землю можно получить на правах аренды или в собственность. Срок аренды может разниться от нескольких лет до полувека.
В любом случае распределением земель занимаются исключительно администрации районов. Срок рассмотрения пакета документов – 30 дней. В случае положительного решения участок будет выставлен на торги, и вы сможете его приобрести.
На аукцион земельные участки выставляются по стоимости существенно ниже рыночной. Аукцион для предоставления участков под ИЖС – стандартная практика.
За помощь в подготовке материала благодарим главного редактора общероссийской газеты «Родовая Земля» Дана Зенина, председателя комитета по местному самоуправлению и регламенту Орловского облсовета, сопредседателя реготделения ОНФ Валерия Савина и юриста Александра Ладыгина.
И как получить участок под родовое поместье?
Сделать это непросто, поскольку вопрос на законодательном уровне не отрегулирован. К примеру, в архиве Госдумы находятся два законопроекта, связанных с родовыми поместьями. Один лоббировали представитель ЛДПР другой – коммунисты.
Оба были отклонены. Поэтому земли под родовые поместья пока продаются на основании Земельного кодекса РФ.
Тем не менее, некоторые регионы симпатизируют идее и реализуют программы по предоставлению участков для таких проектов. Подобный опыт есть у наших соседей – в Белгородской области. Соответствующий законопроект там был принят ещё в 2010 году. Важный нюанс: люди не могут сами выбирать место, где будут строить родовое поместье. Участок предоставляет местная администрация.
Но это же нужно много работать на земле. Эти люди – фермеры?
Для человека, который хочет жить в родовом поместье, создать его, вовсе не обязательно быть фермером. Предполагается, что здесь могут жить люди разных профессий, чтобы в рамках этого сообщества обходиться своими силами: кто-то занимается выращиванием животных, кто-то – учитель, кто-то – врач, кто-то садовод и так далее, – этакая своеобразная самодостаточная община в идеале. Но если хочется заниматься, к примеру, производством экопродукции, то почему нет?
Главное — чтобы без фанатизма. В некоторых регионах, к примеру, были попытки создать поселения без электричества и сотовой связи – дескать, природа, так природа. Однако такой подход в большинстве своём приверженцами идеи родовых поместий не приветствуется.
А государство как к этому относится?
В разное время по-разному. В середине «нулевых» желание вести подобный образ жизни подвергалось серьёзной критике. Представители РПЦ неоднократно высказывались достаточно жёстко в адрес поклонников Мегре, заявляя, что православные христиане в таком проекте участвовать не могут.
Сегодня же многие считают, что это движение может стать основой развития жизни на селе. Особенно, в тех населённых пунктах, которые оказались заброшенными. Смысл в том, что люди создают родовые поместья не от безысходности, а, наоборот, делая осознанный выбор, они хотят жить вдали от городов, в единении с природой. К примеру, под Владимиром уже достаточно много крупных поселений. Всего же в России их около 300. В Орловской области они начали активно развиваться в 2003 году. Пока в родовых поместьях нашего региона живут всего 12 семей – в Троснянском, Мценском и Кромском районах.
Это какая-то секта?
– Нет. Это сообщество людей, объединённых желанием жить за городом в окружении единомышленников. В каждом поселении свой свод правил для владельцев родовых поместий. Но суть в том, что люди принимают для себя осознанное решение – жить ближе к природе и по соседству с группой единомышленников.
Что значит: объединены общей идеей и философией? Люди живут как в пионерском лагере?
Идея создавать такие поселения впервые прозвучала в книгах Владимира Мегре. Она стала ключевой для религиозного движения «Звенящие кедры России», которое было основано в конце 90-х. У него нет какой-то чёткой структуры, по сути, вдохновлённые идеями Мегре примыкают к нему самостоятельно.
«Звенящие кедры России» ни раз подвергались критике со стороны профессионального сообщества, занимающегосяв середине «нулевых» изучением религиозных движений.
Что касается жизни в поселениях, состоящих из родовых поместий, то люди, действительно, взаимодействуют как клуб по интересам – устраивают совместные праздники и фестивали, создают общую инфраструктуру. Существует даже устав, который регламентирует соседские отношения. Зачастую, там прописываются вполне банальные вещи, чтобы людям было комфортно сосуществовать рядом друг с другом – например, какими видами животноводства можно заниматься, обрадуются ли соседи, если вы решите завести пчёл на своём участке и прочее.
Что такое родовое поместье? Чем оно отличается от простого дома с участком земли?
Это участок земли минимальной общей площадью в 1 гектар, на котором будет жить или уже живет семья. Предполагается, что в дальнейшем в родовом поместье будут постоянно проживать потомки его владельца. Сторонники такого подхода хотят, чтобы создавались целые поселения энтузиастов, которые будут объединены общей идеей «гармоничного проживания в пространстве». В идеале получается целый населённый пункт с необходимой инфраструктурой – школой, больницей и другими благами цивилизации. Обычно всё начинается с того, что кто-то один организует вокруг себя людей. При взаимодействии с местными властями, люди берут участки в аренду или выкупают.
Жизнь в родовом поместье отличается от простой жизни за городом, прежде всего, особой философией – желанием его хозяев вернуться к своим корням, соединиться с природой и создать максимально комфортные, в том числе и с духовной точки зрения, . условия проживания для себя и своей семьи.