ОРЛОВЦЫ УВИДЯТ НЕБО В АЛМАЗАХ?

Ольга Кононенко

Блогер
47 публикаций

В Орле открылся IX Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». В этом году организаторы решили придать празднику «космическое звучание», объявив на территории отдельно взятого городского свободного для творчества и любви пространства наш собственный Парад планет.

Его составили 11 театральных коллективов из 4-х стран (России, Австрии, Израиля, Болгарии). В течение фестивальной недели орловчане могут каждый день смотреть интереснейшие работы трёх московских театров (спектакли привезли драматический театр Армена Джигарханяна, театры на Таганке и «У Никитских ворот»); премьеры двух орловских; оценить сценический уровень коллективов из Ярославля и Курска, Тель-Авива, Вены и Сливена.

 

…когда таланты выходят в ЛЮДИ

В орбиту фестиваля вовлечены школы и вузы Орла, творческая молодёжь. «Таланты выходят в ЛЮДИ!» – так назвали серию околофестивальных проектов, которые с душой и выдумкой воплотили организаторы из театра «Свободное пространство» (такой мощной пиар-кампании, так последовательно и изобретательно проведённой, сразу и не припомнить…).

В фойе театра открыта выставка работ воспитанников творческой мастерской «АРХИ-студия», а завтра, 3 июня, в 18.15 на центральном входе театра пройдёт гала-концерт юных орловских талантов – воспитанников домов творчества, музыкальных и хореографических школ.

А 6 июня с 11.00 до 12.00 на площадке у фонтана «Кони» (Детский парк) в рамках Международного фестиваля камерных и моноспектаклей будет реализован новый проект «Мы же LUDI». Здесь состоится благотворительный концерт, где дети из пришкольных лагерей, а также все жители смогут увидеть танцевальные и песенные фрагменты из лучших детских спектаклей театра.

Всё мероприятие сопровождает оригинальный логотип LUDI (в переводе с латыни – «игра»). Homo ludi здесь – «человек играющий» – как разновидность разносторонне развитого хомо сапиенс – «человека мыслящего». А логотип – это одновременно и символ индивидуального перевоплощения, и объединяющее города и страны театральное искусство, обращённое к зрителю.

 

… в какие игры играет современный театр?

Свои ответы на этот вопрос в день открытия фестиваля дали члены жюри на дневной пресс-конференции, а вечером – труппа из Австрии (Вена), которая определяет себя как театр-лаборатория: несколько замысловато, но точно – Michael Chekhov Theater Lab Vienna. Кто помнит, Михаил Чехов (племянник писателя) был не просто замечательным актёром, но и с успехом преподавал за границей основы русской психологической игры по системе Станиславского, ставшей в театральном мире брендом столь же популярным, как, скажем, голландские тюльпаны. Гости показали свой оригинальный вариант сценического воплощения драмы Антона Чехова «Дядя Ваня» (режиссёр и исполнитель роли Судьбы – Ирина Продеус).

Но начался праздник с феерической постановки перед входом в театр «Свободное пространство», где блеснули все любимые наши «пространственники», взяв самую высокую ноту детской игры, буффонады, фантазии и лёгкого дыхания таланта. Прекрасный грим, костюмы, настроение – всё создавало атмосферу приятного ожидания. Каждый год здесь пишется оригинальный текст для церемонии открытия. Безукоризненно поставлена массовка на площади, вместе со зрителями прожита радость перевоплощения (главный режиссёр театра Сергей Пузырёв). Члены жюри в этот раз прошли по подиуму, бережно неся хрустальные шары, которыми им предстоит голосовать за победителя: беспристрастно, прозрачно.

Хотя… победитель и бенефициар фестиваля уже известен: это наш Зритель, получивший с доставкой на дом все флаги, новые лица одарённых актёров, яркие эмоции и сопереживание происходящему. А у театральных «профи» – свой профит: изучение новой стилистики, взаимообогащение разнообразных театральных школ.

 

…фестиваль, как бенефис для оригиналов

Можно по-разному относиться к камерным и моноспектаклям.

Для одних – это визитная карточка театра «на выезде» – и любимое дитя гастрольной мобильности…

Для других – мода на минимализм.

Для кого-то – возможность показать искушённому зрителю авторский театр – значимое идейное послание в формате «малой серии»…

Иногда это шанс проявить индивидуальность артиста «в его простой оправе» (по слову поэта Александра Блока), без ансамбля партнёров и сложных декораций…

И ещё это всегда своего рода бенефис для оригиналов (Автора, Режиссёра, Актёра)… Ведь для успешного моноспектакля надо ещё отыскать артиста, такого солиста-стайера для забега на длинную дистанцию, который может удержать на себе взгляд зрительского интереса…

… на вопрос «что лично для них значит фестиваль»,

ответили авторитетные эксперты

Нина Мазур (Ганновер, Германия) –

председатель жюри, театровед, драматург:

«Карта театрального фестиваля напоминает мне карту звёздного неба. Здесь появляется много звёзд, больших и малых, и все они посылают нам свой свет… Свет фестиваля под названием «LUDI» (к слову, никогда не бывшего богатым) не гаснет вот уже девятый год, преодолевает пространство и время. И достигает зрителей. Думаю, если бы этому фестивалю сразу не была дана прочная основа, он бы не выдержал испытание временем. Умных вещей на свете много, но тех, что обращены к сердцу и чувствам человека – всегда не хватает…»

Карине Ходикян (Ереван, Армения)

драматург, киносценарист:

«У меня хорошее чувство возвращения, ведь мне посчастливилось быть в составе жюри в 2016 и 2017 годах. За эти два фестиваля я обрела хороших друзей, увидела спектакли, которые надолго остались со мной. А самое главное – сохранилась та аура фестиваля, которая всегда дорога. Надеюсь, что спектакли дадут богатую почву для обсуждений».

Марина Тимашева (Москва, Россия)

театровед, журналист, радиоведущая:

«Утром сев в орловскую «Ласточку», я буквально въехала в фестиваль. Всего четыре часа от Москвы, но всё другое, другая жизнь… Удивительно проезжать люпиновые поля, фиолетовые, жёлтые. Потом разглядеть Орел: такой чистенький, низенький, такой приятный человеку, такой ему соразмерный. Увидеть здесь розы, которые пахнут. Старушек, продающих грибы. Но главное, все эти мимолётные впечатления были прологом к программе фестиваля, куда вошли пьесы от Еврипида до современных авторов, многих из которых я знаю».

Наталия Жукова (Орёл, Россия)

преподаватель и руководитель режиссёрского курса ОГИК:

«В члены жюри фестиваля я перекочевала из зрительского кресла, и это интересный опыт и новый взгляд. Каждый год этот фестиваль становится главным театральным событием нашего города. Это возможность, не выезжая за пределы Орла, увидеть совершенно разные коллективы, стили, окунуться в это с головой. Всегда поражалась героизму организаторов: ведь нужна самоотверженность, чтобы каждый год, несмотря на обстоятельства, проводить этот театральный праздник, держать традицию. В этот раз заглавной выбрана тема космоса – жду на сцене театрального космоса, глубины.

Инга Радова (Орёл, Россия) –

арт-эссеист, член Союза журналистов РФ:

«Для меня театр – это новый взгляд на себя, на мир, возможность самопознания. Думаю, что нынешний фестиваль готовит нам не только театральные открытия, но и глубинные, человеческие.

…Замечательно, всё же, что орловский фестиваль, предложивший такой яркий праздник в Год театра, объявленный в 2019 году в России, называется лаконично и инопланетно прекрасно – «Люди».

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Добавить комментарий