Благодаря орловскому Деду Морозу из театра «Свободное пространство» перепутаница сказочных героев прекратилась

Ольга Кононенко

Блогер
25 публикаций

… увертюра к спектаклю «Золушка»

на детском утреннике оказалась на злобу дня?

Представьте себе: в Сказочной стране перепутались все сказки, добро и зло поменялись местами, характеры вчерашних героев вдруг (и основательно!) испортились… Сказочный мир сошёл с ума?! И тут началось невесть что!

В такой оригинальной версии теперь плохая девочка Красная Шапочка (заслуженная артистка Елена Шигапова), у которой проснулся «волчий аппетит», таскала за собой на аркане по залу и сцене зашуганного Волка (Михаил Артемьев). А потом с азартом молодого эгоизма без зазрения совести поедала пирожки, предназначенные бабушке («А раньше я в плане еды всегда была в пролёте!»). Снегурка (Виктория Саленкова) преследовала с рогаткой снегирей и Бабу Ягу (на минуточку, режиссёра и актрису театра Ларису Леменкову) – в общем, главная новогодняя внучка теперь безобразничала по полной программе!

Всего-то неделю назад четырём её сестрицам Снегурочкам поручили на центральной площади Орла обучить Соловья-разбойника (и его банду) приличному поведению – неужели дурное влияние проникло и в культурное пространство? Неужели защита сказочного сообщества обрушилась под мощной разбойничьей DDoS-атакой? Какой конфуз!

Вот уже и в этой театральной интермедии прекрасные Король с Королевой (заслуженные артисты Маргарита Рыжикова и Валерий Лагоша) то превращались в озабоченных преступным промыслом разбойников-грабителей, с удовольствием обирающих своих подданных, вместо того чтобы управлять ими «во имя и на благо». А то проливали «крокодиловы слёзы» удивления от своего нового поведения. Наконец, переходили на полный беспредел: брали Деда Мороза – единственного «решальщика», кто ещё мог волшебным образом вернуть сказкам прежний ход, – в заложники!

«Ой-ой-ёй», – заметно переживали маленькие детки, пришедшие на спектакль. Дед Мороз взял с них их дружное слово стоять на стороне добра и «правильных» сказок, и от них зависел исход этого стояния (в нашем зрительском случае, сидения).

Да и сами театральные герои нелепого превращения были заметно расстроены: у всех праздник – Новый год, «а мы словно в чужой сказке оказались, и теперь хоть обращайся к врачу: «Полечи! Я заплачУ!».

На счастье, солидарность маленьких зрителей оказалась сильнее любых козней, и победило воспитанное родителями желание помогать пострадавшим. К тому же, чтобы поздравить с Новым годом самых маленьких зрителей (тех, кто через десятилетие станет Зрителем Полноценным), на сцене собрались практически всем звёздным составом. А такое может быть только там, где своих посетителей уважают и пестуют.

Вернувшись в собственные сказки, герои сошлись на том, что впереди психологическая реабилитация, и «вся надежда – на будущее», на блистательную Королеву Мышку («что перепуталось – замри!»). Актриса Мария Козлова и вышла вся в белом, в «горностаях», и озвучила стратегическую задачу для 2020 года: «Сказки бедные теперь покалечены… но надо сказки детям возвращать!».

…вы когда-нибудь пробовали на вкус

сказку-конфитюр?

После драматичной новогодней присказки в театре «Свободное пространство» и началась… полноценная «Золушка» по известной пьесе Евгения Шварца, написанной в голодном 1946 году, когда людей надо было поддержать надеждой. Настоящая, светлая и чудесная, музыкально-танцевальная, вполне себе утренниково-детская. Получился этакий богато упакованный, со вкусом поднесённый праздничный подарок на радость детям и их родителям.

С режиссурой Веры Анненковой орловский зритель уже знаком, она отличается достойной основательностью и завершённостью стилистических решений. Ей оказались подвластны и игры с чудесами, и игры со временем. «Золушка» – вторая работа столичного режиссёра в Орле (после прекрасно-убедительного спектакля «Лес»), обе – премьеры 2019 года.

А в королевстве, где всё дышит судьбоносной встречей Золушки и Принца, даже у королевских привратников не постные и дежурные лица, а счастливые и мечтательные. И королевский дворец словно парит в воздухе – воздушное сооружение, фактически, свадебный торт, украшенный зефирного вида розами (сценография Сергея Тимонина).

Развешены королевские штандарты с геральдическими лилиями (гиперссылка на французскую версию сказки). В полную силу работает видеоэкран (новое слово в театре последних лет). Открываются дворцовые ворота. Возникает – исчезает на экране мерцающее звёздами небо, порхающая Фея, чтобы вживую воплотиться на сцене (актриса Ирина Агейкина). Её Фея – это не привычная в своём сухом дидактизме (обычно слегка подмороженная) волшебница, а добродушная хохотушка, игривая (всем довольная и всегда весёлая) фея-подружка в сопровождении пажа. Возможно, юного бойфренда этакой примадонны с необъятно-сказочными возможностями? (Не при детях будь спрошено).

И кухня в доме Лесничего, и уютный очаг, где хозяйничает трудолюбивая девушка, светятся добротой. Замечательную работу выполнили мастера-реквизиторы и костюмеры! Художник по свету Антон Юдаков и волшебную ночь бала обрамил, и создал необыкновенное тактильное ощущение этого свечения, зримой мечтательности спектакля.

А далее – бал! Реверансы, фигурные вальсы, чародей выделывает настоящие фокусы, юная Золушка заводит всех, танцуя чарльстон (стопроцентное попадание в роль нежного создания Эльвиры Узянбаевой).

Старую историю на новый лад рассказали орловские артисты. «Сказка-конфитюр» – это когда с точки зрения высокоумных диетологов вроде «приторно сладко», но так радостно и хорошо – за уши не оторвёшь!

…история о неполной семье, хромающей на одну ногу

Что ещё, кроме любви и праздника читается в орловской версии? О чём хотели рассказать нам создатели этого спектакля?

«Золушка» – это сказка о доме и семье, о том, как непросто построить отношения, сохранить равновесие, когда в центре повествования – две ополовиненных судьбой семейных модели.

Отец-одиночка Король (Альберт Мальцев) воспитывает-балует своего Принца, временами приходя в отчаяние от несостоятельности своих педагогических усилий. Почему-то кажется, что переиграть гениального Эраста Гарина (в аналогичной кинороли) невозможно: в самом чуть надтреснутом его голосе, взыскующем идеала, жила беззащитность Вечного Ребёнка. «Почему мне не сообщили, что ты вырос, мой мальчик?» – искренне недоумевая, задавал Король риторический вопрос любого родителя. Как наивный романтик, он и для сына искал не выгодного брачного союза, а сердечного. Сегодня это не самая распространённая среди современников тема, потому и актёру в ней сложно.

А отец-одиночка Лесничий (психологически точный Сергей Козлов) не может защитить любимое дитя и самого себя, решившись-таки на второй брак. Человек отчаянной храбрости (но только в лесу), из дома от сварливой жены он спешит исчезнуть, уйти, чтобы сразиться… хоть с бешеным медведем. Авось, в его отсутствие проблемы как-нибудь сами-собой рассосутся… Характер сильного мужчины, запутавшегося между своими женщинами (мачехой и дочерью от другого брака или женой и любимой мамой) узнаваемый, типический. Как говорится, «заметает проблемы под ковёр…»

Мачеха-злыдня не просто отравляет жизнь своим близким: муж для неё «изверг» и «ядовитый змей», но падчерица – ещё и любимый объект психологического троллинга. Как же лукава эта дама с «планетарными связями»! С какой ложно-слащавой улыбкой она перечисляет задания Золушке: приберись, выбели кухню, познай самоё себя! В ход идут новые краски образа домашней тиранши (заслуженная артистка Нонна Исаева) – ловкой, сладкоголосой. К её словам не придерёшься, под суд такую не подведёшь! Слушай интонации, плачь, страдай, терпи…

… вредно не ехать на бал,

когда ты этого заслужил

Многие уверены, что «Золушка» – это самая знаменитая сказка про мечту. Родители мечтают о счастье для своих детей (и всегда по-разному его понимают), молодые люди – грезят о любви.

Но на пике счастья «можно пробыть 9 минут и 9 секунд – и ни минутой больше». А дальше – бесстрастный голос судьбы проговорит во встроенный внутрь каждого человека невидимый мегафон: «ваше время истекло… ваше время истекло…».

И снова вернутся проблемы «двенадцатого часа», когда любые вожделенные или обещанные ранее «кареты», «кучера» и «наряды» обращаются в прах, в пыль, в дым. И снова надо вставать «к чугункам». И упрямо делать своё дело. И жить новой мечтой?

Эта и сказка-вопрос: что важнее в жизни: Быть или Казаться? Обратим внимание: у Короля и его слуг – должности вместо имён, они функция власти. У Золушки – обидное прозвище, наверняка данное ей завистливыми сестрицами, приставшее к ней, подобно печной золе – потри – и её не станет! Зато у Мачехи, мечтающей подмять под себя королевство и добиться занесения себя и дочерей в вожделенную «Бархатную книгу» – нет ничего. Кроме определения «ядовитая женщина». И это приговор саморазрушающимся амбициям.

«Золушка» – это ещё и притча о высшей справедливости. В Новый год даже закоренелым неудачникам хочется верить, что своё приглашение на бал, наконец, получат не пробивные девицы и беззастенчивые жулики, но трудолюбивые пчёлки и талантливые муравьи этого мира.

В новогодние дни зрителям сказочных представлений хочется надеяться, что где-то «наверху» есть реестр всех слов и поступков, и оттуда непременно прозвучит голос Феи или её волшебного Пажа со словами: «24 раза тебя незаслуженно обидели…и не извинились ни разу? 333 раза ты заслужила похвалу, но ни разу не получила её? Стираем-исправляем! Больше так не будет! Собирайся на бал!»

Поверьте, это только на первый взгляд кажется, что Золушка слащавая девичья грёза. Спектакль многослоен и богат смыслами (подобно тому свадебному торту, который венчает финал).

…пожалуйте счастливый билет!

У Золушки много лиц и много имён. Самые древние версии относятся к древнему Египту и Китаю, самые известные – американские и французские. Это вечный образ. Сильнейший магнит. Воплощённый образ надежды (мужчинам не понять). Её называли Сандрильоной, знаток европейской литературы (наш Иван Сергеевич Тургенев) перевёл её имя как Замарашка, а недавно появилась уже и КиберЗолушка. Ей посвящены мюзиклы, оперы, балет, мультфильмы, кинофильмы, романы.

Параллельно ситуация превращения замарашки в главную принцессу клонируется тысячей пересказанных историй «из жизни». Всегда вспоминаются и любимые киноверсии, в основе которых всё тот же бессмертный сюжет. Оскароносный фильм «Москва слезам не верит» – про Золушку. И затёртая до дыр от многочисленных просмотров «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром – про неё же. И классическая голливудская первая «Сабрина» с бесподобной Одри Хёпбёрн; и вторая «Сабрина» – удачный ремейк романтической кинокомедии 1995 года с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд в главных ролях. И перестроечный фильм Сергея Жигунова и Елены Сафоновой «Принцесса на бобах»…

Потому что мудрость этой сказки – на все времена: «Никакие деньги и связи не смогут сделать ножку маленькой, а душу – большой и справедливой». Рано или поздно все, кто только «кажутся» – исчезнут из вашей жизни, как фон, как случайные недоразумения.

«Дайте детству созреть в детях», – об этом просил один из великих писателей позапрошлого века. Для человека цифровой эпохи это звучит особенно остро. В возрасте 5-7 лет в современных детях уже так много порой ненужно «взрослого», а в их 12 – так много опасно взрослого…

Пока они ещё держат вас за руку, пока «проходят под стол», пока авторитет родителей для них выше мнений улицы и друзей – сводите их в театр на добрую сказку… Они встанут на веками отстоявшийся фундамент ценностей, в них заключённый. И прорастёт корешок добра.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:  Орловцы не оценили информационный свист Соловья-разбойника и его банды
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Программы

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Не знаю, как у вас, а у меня слово «бюджет» вызывает скуку и желание изменить тему. Потому как непонятно и всё равно заведут за угол. Все эти «трансферты», «субвенции», нормативы отчислений и ...

Проекты

Видео

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Благодаря народной инициативе и памяти земляков в селе Подзавалово в августе будет открыт мемориал героям-односельчанам.   Сегодня, 20 мая заместитель председателя облсовета Сергей Потёмкин ...