Божественный Босх и мужицкий Брейгель в Орле напомнили о Бахтине

Леонид Агибалов

Блогер
6 публикаций

Ну не плодовитая ли идея: на родине Михаила Михайловича Бахтина в нашем скромном музее изобразительных искусств устроить выставку картин самых знаменитых и магических представителей «смеховой культуры» позднего Средневековья – раннего Возрождения Иеронимуса  Босха и Питера Брейгеля старшего! Пусть не оригинальные работы (Мадрид и Лиссабон с Веной вряд ли бы расстарались прислать мировые шедевры гениальных до загадочности живописцев в наш богоспасаемый Орёл), но не суть важно! Экспозиция высококачественных репродукций, выполненных современным полиграфическим методом «жикле», предполагающим отображение копий со всеми атрибутами оригинала вплоть до кракелюр и мазков, да еще и в размерах приближенных к реальным – это  способно впечатлить и пошатнуть снобизм самых завзятых эстетов.

Да, но причем здесь упомянутый не всуе наш земляк, парадоксальный  филолог и философ Бахтин? Сейчас объясню. Дело в том, что без его прозрений и концепций, изложенных еще в 60-х годах прошлого века в культовых книгах «Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса» и «Проблемы поэтики Достоевского», современному исследователю искусства было бы просто «нечем крыть», стоя перед загадочными шедеврами гениев давних и недавних веков. Это три кита, на которых покоится, так сказать, современная эстетическая вселенная:  «карнавализация», полифонизм и диалогический подход… Друзья, я не стану тут «растекаться мыслью по древу», что да как – читайте Михал Михалыча! Но знайте, пятьсот лет назад, когда творили Босх и Брейгель, эти великие предтечи нынешних модных течений в искусстве, ну, например, сюрреализма, они творили как будто прям по калькам теорий и понятий орловца Бахтина.

Взять центральный шедевр Босха на выставке в Орле – триптих «Сад земных наслаждений». Можно, конечно, изумиться изощренной и даже извращённой фантазии художника,  всем этим монстрам и чудовищам, можно из уст экскурсовода услышать моралите о первопричине грехопадения, о воздаянии за земные наслаждения и т.п., но почему выбран именно такой способ подачи традиционного для тех времён религиозного сюжета – история умалчивает. Смыслы… Слишком много загадок. Кто был Босх: гениальный сумасшедший, алхимик, извлекавший из спорыньи наркотик, не хуже ЛСД, еретик, воспевавший средневековый нудизм, или, наоборот, ретивый католик, желавший страшно напугать вероотступников? А документальные свидетельства  тех лет, как в случае с Шекспиром, кроме бытовых записей и счетов ничего не говорят о творческих воззрениях этого живописца ярких ужасов и иронических аллегорий.  Жил Иеронимус Босх замкнуто, из своего заштатного голландского городка почти никуда не выезжал, имя и фамилия – псевдонимы. Ничего непонятно… если, конечно, не справиться у нашего умного Михаила Михайловича.

Смысл  концепции  Бахтина в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед  великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. В  центре  концепции  карнавализации –  идея  об  “инверсии  двоичных противопоставлений». Когда  народ  выходит  на  карнавальную площадь, он прощается со всем мирским перед долгим постом, и  все  основные оппозиции  христианской  культуры,  и  все бытовые представления меняются местами.

Королем   карнавала   становится    нищий    или    дурак.  И  ему  воздают королевские почести. Назначается также карнавальный епископ,  и кощунственно оскверняются христианские святыни. Верх становится низом, голова – задом и половыми органами (материально-телесный низ,  по  терминологии  Бахтина).  Меняются  местами  мужское и женское. Урод символически женится на красавице («шутовской мезальянс»)  Вместо благочестивых  слов  слышится  сквернословие,  площадная брань. Меняются местами само противопоставление жизни и смерти.

Для чего все это было нужно? В средневековой христианской культуре были живы актуальные языческие мифологические представления,  в  частности,  аграрный культ.  Для того чтобы “погребённое” в землю зерно дало плод, оно должно было символически умереть,  поэтому карнавальные ругательства имеют амбивалентную природу. Когда на карнавале  говорят:  “Иди  в  …”  –  это означает: “Вернись в материнское лоно, в оплодотворяющий хаос  материально-телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться”. Вот как-то так, господа читатели и будущие, надеюсь, посетители выставки. А вы что хотели?

Младший воспреемник Босха, Питер Брейгель Старший, с которого очень продумано (и за это надо сказать особое спасибо куратору выставки Елене Сергиенко, кстати, обаятельнейшему экскурсоводу с французским языком и опытом работы в Эрмитаже) начинается вся экспозиция двух художников северного Возрождения в орловском музее, был совсем другой человек. О нём уже имеются довольно подробные сведения почти современных ему биографов, мы знаем его заказчиков и меценатов, знаем, что он  покидал родную Голландию и успешно учился живописи у итальянских художников. Там он усвоил тогда уже модную манеру перспективы с высоты птичьего полета, но также  благоговел и перед мастерством своего земляка Босха, которому истово подражал. Все это придало его знаменитым сериям «Времена года», его жанровым сценам крестьянских пиршеств какую-то особую ауру отстраненного драматизма и грубоватого юмора. И если Иеронимус Босх – это неумеренность и гротеск, то Питер Брейгель – пристальный взгляд на заколдованный космос патриархальной жизни. Во всем чувствуется какой-то основательный канон и многозвучие. Каждый  объект,  каждое  действие сопричастно другим объектам и действиям.

По Бахтину – это полифонизм. Термин применён, прежде всего, к творчеству Достоевского, который,  в  отличие  от  других  писателей, в своих главных произведениях ведёт все голоса персонажей  как  самостоятельные партии. Но, конечно же, он справедлив и для таких явлений изобразительного искусства, в которых художник не имеет никаких преимуществ перед своими персонажами, более того, действует на второстепенных правах. Личность эпохи Брейгеля не такая, как наша личность,  она – часть  всего  коллектива,  то  есть не просто олицетворяет весь коллектив, а отождествляется с  ним.  Различные  похожие  люди, например,  близнецы,  принимались  за  различные ипостаси одного человека, равного  при  этом  всему  космосу. Каждый  объект,  каждое  действие сопричастно другим объектам и действиям. Изображение человека – это  не  просто  изображение, это  часть  того человека, которого оно изображает, одна из его форм…

А теперь идите и смотрите, и не говорите, что ничего не понимаете в высших материях!


PS. Для особо одарённых ссылки на замечательные и занимательные факты из жизни художников:

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:  Чемоданы и коробки собраны, но переезд не состоится...
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Программы

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Не знаю, как у вас, а у меня слово «бюджет» вызывает скуку и желание изменить тему. Потому как непонятно и всё равно заведут за угол. Все эти «трансферты», «субвенции», нормативы отчислений и ...

Проекты

Видео

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Благодаря народной инициативе и памяти земляков в селе Подзавалово в августе будет открыт мемориал героям-односельчанам.   Сегодня, 20 мая заместитель председателя облсовета Сергей Потёмкин ...