День, когда заплачут клоуны. Орловскому театру удалось то, с чем не справились в столицах

Ольга Кононенко

Блогер
25 публикаций

Впервые на орловской сцене в театре «Свободное пространство» предпринята попытка приложить к современности идеи самого загадочного писателя прошлого века – нашей знаменитости Леонида Андреева. Ни Петроград (где состоялась премьера пьесы «Тот, кто получает пощёчины» в 1915 году), ни Москва 2002 года (МХАТ рискнул даже пригласить заморского режиссёра), судя по отзывам прессы, не справились с этой задачей. А в Орле это получилось. Крепкий орловский орешек поддался только своим?

Фото – Олеся Суровых

… «для нас важнейшим из искусств является…»

Ещё недавно конец этого ленинского слогана с плакатов знали все. Хотя не догадывались, что первоначальная форма была усечена: «Для нас важнейшим из искусств являются кино и цирк» – считал вождь. Для желавших укрепления революционной власти только эти интересные народу формы могли стать орудием масс-пропаганды и донести желаемое до неграмотного населения.

Клоуны на сцене «Свободного пространства» неутомимо и заразительно шалят, играют в пинг-понг улыбок и перемигиваний с залом, таскают по сцене огромные маски; примеряют образы зверюшек, а потом меняют рост, чтобы предстать ходульными великанами. Всю эту партию блеска, юмора и подначек пластично и изобретательно ведут любимцы театральной публики Стас Иванов, Юлия Григорьева, Михаил Неженцев, Владимир Козловский и Михаил Артемьев. Браво!

Замечательна и работа художника по костюмам, гримёра, всех рукодельных цехов театра. Грим не просто интересный-оригинальный, он изысканный, точный в тему, тщательный… Любуешься и думаешь: что за умелые ручки всё это способны создавать?!

Но изнанка мира, который рисует Андреев, совсем не весела. Здесь правит атомизация людей и упрощение всего, рушится библейский тысячелетний проект, нет места для искренних чувств, слабые опасливо прячутся за масками, сильные отращивают клыки и когти. А красота должна умереть, чтобы спастись.

Горе миру, когда в нём заплачут даже клоуны …

… антимиры Леонида Андреева

Леонид Андреев – мистик начала ХХ века – представляет зрителям цирк зверей и людей как такое единое мироздание, в котором красота – хрупка и хрустальна; сострадание – бездеятельно и молчаливо; банковский счёт беззастенчиво нахрапист, а пороки человекообразных ГМО при свете софитов так ясно видны, так гротескны и так узнаваемы из нашего дня!

Временами кажется, что для писателя Андреева мир, который он построил в пьесе, – это не простой цирк, а вселенский отстойник, куда ветром перемен и глобальных катастроф начала Первой Мировой войны гонит потерявшихся или оступившихся людей. Начало великого переселения народов. Это Всемирный Цирк, куда персонажи оказались «сосланы» после какой-то жизненной катастрофы. Нижний этаж существования – для всех, кто «не вписался» в действительность. В перестройку.

Здесь они разучили простенькие роли и прошли дрессировку. Здесь, в мире «человекоживотного» цирка, библейский постулат «непротивления злу насилием» не работает. Отменён. Непротивляющихся съедают.

Здесь готовы «ради смеха» непритязательной публики даже исполнить «Бетховена на метле» и «Моцарта на бутылках». Это того БЕТХОВЕНА, который, записав свою гениальную симфонию, бегал, прекрасно наивный, по дому с криком: «Всё! Теперь ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СПАСЕНО!».

Хозяин цирка, папа Брике (артист Николай Рожков), проводит границу между миром элиты и масс: «…о том, что там, нам надо совсем забыть. Разве мы можем когда-нибудьпонять, что тамделается?»

Во времена Леонида Андреева, общество (уже перемолотое войной, беременное революциями) оказалось расколото. Всё, что веками трамбовалось в традиции и обычаи существования, фиксировалось культурными достижениями – разом    ахнулось в неведомые тартарары военных и революционных перемен. Начали править инстинкты. Они выжирали из живой плоти «деликатных организмов» последние сладкие куски невинности, чистоты, платонической любви и жертвенности.

И люди (слаб человек!) всё больше превращались в стадо атомизированных животных. Цирковых. Дрессированных. У каждого – свой привычный номер на Сцене Жизни, своё Колесо Судьбы, из которого не выскочить. Ведь в таком цирке нет солидарности, здесь «каждый – сам за себя».

…тот, кто получает пощёчины

Роковое неведение изменится с появлением нового артиста в труппе – таинственной личности, пожелавшей стать клоуном для битья. Циркачи по-разному видят его: как неожиданный «призрак», странно пьяного, сумасшедшего, «заблудившуюся собаку». Точнее же всего его двусмысленная характеристика – он «господин с того света».

Зрителю предстоит додумать мир идей и эфемерных конструкций, в которых жил когда-то главный герой пьесы – не просто академический ум, а пророк, водитель человеческих душ (эта достройка образа – за пределами пьесы, о ней мы только догадываемся). Толпа поклонников помогала ему увериться в собственной ценности, гениальности.

В интеллектуальном уединении, не прислушиваясь к шуму улицы, а живя созвучием гармоний, он не заметил, как сложился пошлый любовный треугольник. Уже горит изменчивым пламенем его супружеская постель! Уже его Ученик и Друг целует его в щёку, как Иуда-предатель, и примеряет к себе, более молодому и сильному, не только труды, идеи мэтра, но и его одежды, манеры, дом, деньги и жену!

И возжелал, и похитил, нарушив ненужную миру начала ХХ века библейскую заповедь.

Звонкую оплеуху отвесила судьба вчерашнему баловню. Предан. Унижен. Осмеян. Очевидно, на выходе из отчаяния и следуя библейской же традиции, он решает «подставить вторую щёку». В прямом смысле этого слова. Уходит в цирк, в это примитивное, с его точки зрения, искусство «для народа», где пытается забыть себя прежнего и найти себя нового. Мнивший себя великим, станет клоуном и возьмёт себе говорящее имя Тот, что значит ДРУГОЙ, не Я.

Самоотрицание состоится на глазах зрителей.

Креативная личность, он придумает себе беспроигрышный номер: просто ходить по манежу и получать пощёчины под зрительский смех. Толпе нравится унижение достойного. И нужно быть сверхчеловеком и глубоко презирать людей, чтобы, скатившись с такой вершины, поставить себя ещё ниже! Перед нами трагедия мыслящей личности, проверяющей бездны падения.

Каков антимир, пристрастно наблюдаемый новоиспечённым клоуном Тотом в цирке? Поначалу это торжество победившей материи: зримой силы и бесстрашия цирковых акробатов, дрессировщиков и наездницы. И кажется он простым и однозначным – как пощёчина, как смех, как слёзы.

Он даже привлекателен этой своей однозначностью. Клоуны только «делают» «идиотское лицо», они только «играют» роли простаков, а люди в «высшем мире» давно стали частью маскарада сословности и условностей, подчинились приказам тугого кошелька.

Но вскоре выяснится: и здесь кипят страсти. Клоун Тот по-прежнему видит характеры насквозь, но… его не воспринимают всерьёз. Новая маска спрятала не только лицо, она прорастает вовнутрь. Безошибочна догадка Леонида Андреева: есть красная черта, до которой можно «пропускать пощёчины». Так звучит в пьесе тема личности и её ответственности перед собой.

Психологически разнообразно и точно ведёт роль странного клоуна заслуженно Заслуженный артист России Валерий Лагоша, всегда неожиданный в каждой из своих ролей. Клоун Тот, впавший во временное помешательство, на наших глазах пройдёт путь от опустошённости и прорывающегося презрения к толпе – к нежной, тщательно скрываемой любви; от разбитых надежд – к великодушию и обретению новой силы.

… «смех без причины – признак дурачины»

Так говорила моя строгая бабушка расшалившимся детям. Возможно, в силу этого в семье до сих пор никто не восторгается «комедией положений», когда публика гогочет над несчастным, угодившим в ведро, в капкан, лицом в торт…

Но зрителям цирковой арены, где оказался отчаявшийся герой Леонида Андреева, весело смотреть, как корчится человек, растаптывая последнее самоуважение… Они смеются над обнажившейся перед ними душевной раной, и никто не рвётся перевязать её.

Так бывает? Упал – а радостно? Покалечился, а за кадром – гомерический хохот? Уберём вопросительные знаки – лучше полистаем видео, которые набирают миллионы просмотров в Интернете: чем нелепее человек сделал себе больно – тем больше хайп.

«Что происходит с нами, люди? – спросим себя вслед за земляком Андреевым, – неужели вирус безумия разливается в воздухе?». Вот уже и специалисты из центра имени Сербского диагностировали «расстройства непсихотического характера в прошлом году более чем у двух миллионов пациентов». Столько людей страдают невротическими и личностными расстройствами, протекающими без психоза, когда человек нуждается в госпитализации, но не осознаёт, что с ним происходит.

Так и ждёшь, что новый клоун Тот, схлопотавший нежданную пощёчину от своего собрата, подойдёт к рампе и обратится в зрительный зал с нескрываемой укоризной: «Ставьте лайки, господа! Ставьте лайки! Это то, что вы любите!»

… о людях-хищниках и травоядных

Яркий тип хищника – граф Манчини, псевдоотец наездницы Консуэллы. Невообразимый в естественной природе гибрид прожорливого ШАКАЛА с хвостатым ПАВЛИНОМ. Греховодник, лжец, ходячее чревоугодие и раскормленное самомнение. В этой роли зритель не сразу узнает артиста Сергея Козлова, всегда победительно-обаятельного. Его антигерой использует подобранную когда-то девочку как сберегательную книжку с процентным вкладом. Пришло время «забрать дивиденды» – выдать её замуж за состоятельного завсегдатая цирка барона (артист Альберт Мальцев). Барон тоже гибрид, этакое ГМО: внешне – СЛОН, по природе – ПАУК. Всё самое лучшее, всё, что можно купить за деньги и приманку титула, должно принадлежать ему – считают такие существа.

Мне удалось посмотреть постановку дважды с интервалом в полгода, в разных составах, и роль хозяйки цирка Зиниды сыграли две ведущих актрисы театра. Мария Козлова показала хищницу, победившего зверя, ля фам фаталь, само дикое вожделение. А актриса Елена Симонова трактует её образ как трагический, в ней есть надрыв за гранью безумия. ПолуЛЬВИЦА мучительно зависима от обожания толпы. Но любовь последней всегда предаёт.

Когда истерзанную женщину уводят, опять ждёшь: клоун Тот, который, кажется, всё понимает, кинет в зал: «Ставьте лайки, господа! Ставьте лайки!» и некстати зазвучит закадровый смех…

… символ Вечной Женственности

В Цирке Жизни, по замыслу Андреева, одни становятся хищниками и раздают пощёчины; другие – «деликатные организмы», «травоядные» – их получают.

Прима цирка – светлая наездница Консуэлла – главный стержень всей карусели, неизъяснимый магнит для всех. Ева, Психея, она же и Афродита, – так по-разному видят её влюблённые мужчины. Даже имя её переводится как Утешение. Кажется, и она любит всех, кажется, и её любят все. Без утешения не может никто! Такова ещё одна ключевая мысль спектакля.

«По внешности она должна быть богиней– по точному смыслу законов классической красоты. Высокий рост, стройность, правильные и строгие черты, смягчённые выражением почти детской наивности и прелести…» – так внушал Андреев перед постановкой спектакля. «Истинный узел драмы… не в Тоте, а именно в Консуэлле», – писал он исполнительнице роли.

Консуэлла (артистка Эльвира Кузнецова) – большая удача спектакля. В театральной версии она – вселенская наивность и «прелесть, какая дурочка», воды жизни темны для неё. Все люди кажутся «милыми и хорошими», даже сжигаемые похотью или грехом. Она прекрасна и… бесстрастна. Добро и зло для неё – в одну краску, неразличимы.

Интересно звучит в пьесе Андреева тема Адама и Евы новых времён. Всё цирковое закулисье уверено, что жокей и наездница созданы друг для друга. Но наездница не хочет участвовать в демографической программе, впервые принятой еще библейским проектом: «Плодитесь и размножайтесь!». Она не готова стать Евой нового поколения прекрасных людей вместе Адамом (жокей Безано, судя по логике писателя, КЕНТАВР, духовное и телесное в нём слились в гармонии).

Перед трагическим финалом Тот будет уговаривать жокея Безано: «Вырвись из своего заколдованного круга – умчи её, укради, сделай… что-нибудь!» Но новый Адам начала ХХ века (два креста – два распятия!) так и не решается стать прародителем рода «новых людей». И новая Ева не готова ходить с фиговым листом ради будущего человечества.

Разве это не сегодняшняя история?

Для девушки есть другой путь: «…переодетый, старый бог… спустился на землю для любви к тебе. К тебе, глупая Консуэлла!» – так в пьесе Андреева гений, получающий пощечины, изъясняется в безответной любви.

Когда это неземное создание подчинится воле корыстного и развратного отца стать женой сластолюбивого барона – этот третий «выход» не устроит никого. А всего более – безумного клоуна: позволить, чтобы его богиня стала матерью семейства паучат? Это нарушает, в его представлении, все законы гармонии!

 сказка станет былью?

В финале пьесы клоуны у Андреева плачут о том, что в антимирах красоту можно купить за бриллианты, забыв, что это простые камешки, всего лишь обработанные специальным способом. А Вечная Женственность – волшебный алхимический эликсир, способный делать мужчин мужами, вдохновлять своим присутствием – уходит из нашего мира. О том, что человечество расстаётся с прошлым, почему-то смеясь бездумно.

Если Шекспир утверждал, что «весь мир – театр», то Леонид Андреев предупредил своей пьесой, написанной 100 лет назад: присмотритесь, окружающий мир всё больше становится похож на цирк! Фокусы. Иллюзион. Жонглирование. Дрессура…

Политологи, на минуту задумавшись, соглашаются: да это же главные приёмы манипулирования толпой! Фокусы лидеров общественного мнения; иллюзион ложных смыслов, надуваемых СМИ; умелое жонглирование словами; «кнут и пряник» для дрессуры слабых. И бесконечная клоунада?

… для кого спектакль?

*Для всех, кто интересуется историей Орла и творчеством известных орловцев.

*Для верной орловской интеллигенции, которая любит этот настоящий театр: неожиданный, экстремальный, глубокий по психологии, в совершенстве владеющий техникой перевоплощения. Вкус и в этот раз не обманет ансамбль артистов – всё будет талантливо и взаправду.

*Для любителей разгадывать художественные и исторические загадки. Спектакль – самый увлекательный квест!

*Для студентов и старших школьников (желательно запланировать их поход к театральной кассе как задание перед коллоквиумом в университете или после точечной настройки школьного педагога) – материал должен лечь на мотивированное сознание.

*Для депутатов и руководителей, которые ощущают свой «Авторитет Кресла Начальника», как благоговейное хотение толпы поклонников real власти внимать каждому их слову, а потом бывают разочарованы предательством этой самой толпы.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:  Пролетая над гнездом…
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Программы

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Орловский губернатор настойчиво предлагает папе искать клад

Не знаю, как у вас, а у меня слово «бюджет» вызывает скуку и желание изменить тему. Потому как непонятно и всё равно заведут за угол. Все эти «трансферты», «субвенции», нормативы отчислений и ...

Проекты

Видео

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Под Орлом в селе Подзавалово появится мемориал павшим в Великой Отечественной войне землякам

Благодаря народной инициативе и памяти земляков в селе Подзавалово в августе будет открыт мемориал героям-односельчанам.   Сегодня, 20 мая заместитель председателя облсовета Сергей Потёмкин ...