Доколе на Орловщине будет процветать «лежнёвщина»?
Что движет советником губернатора по СМИ Сергеем Лежневым? Ощущение безнаказанности, шальное восприятие действительности, тонкие познания блатного жаргона, блогерское прошлое? Но главное, доколе государственный служащий, правая рука орловского губернатора Клычкова будет позволять себе высказывания, порочащие, на мой взгляд, своего патрона? Попытаемся разобраться вместе.
Что объединяет Орёл и Белгород?
Кроме географического положения и почётного звания «Город воинской славы» есть, как минимум, несколько человек, знатно «наследивших» в истории двух городов Черноземья. И вот что удивительно, их судьба, буквально как в индийских мелодрамах, тесно переплетена.
Один из них – ныне советник губернатора по СМИ, «тот самый белгородский блогер» Сергей Лежнев, другой – глава депздрава Иван Залогин. О том, как менялись взаимоотношения между «товарищами», мы уже вкратце рассказывали, ну а тех, кого интересует более подробная выкладка по кривой симпатии господ – Интернет в помощь. Перелистывая многочисленные публикации, вы найдёте и скандальное расследование Сергея Лежнева по закупкам в белгородской медицине, коей несколько лет руководил Иван Залогин. Ознакомитесь с перечнем претензий блогера к тогда ещё главе белгородского депздрава. Удивитесь быстрой смене взглядов Сергея Лежнева относительно персоны Ивана Александровича. Ну и наконец, будете обескуражены тем, как мало прошло времени между удалённым из Twitter постом советника: «Бездарный руководитель! Все, Залогина уволили! Наконец-то!» до его приглашения на Орловщину как высококлассного специалиста.
Впрочем, так уж сложилось, что нынче «слово», особенно сказанное в Сети, топором не вырубишь. Ибо Интернет всё помнит! Вот и скрины того выдающегося послания в лежнёвской манере бережно были сохранены изданием «Fonar», ну а позже разобраны на цитаты журналистами.
«Не надо хвалить власть!»: каким видел свою работу Сергей Лежнев в начале «творческого» пути
Время шло. Менялись кресла и должности. лежнецитатник разрастался. Теперь уже и орловские СМИ могут похвастаться блокнотиком ярких и одиозных высказываний советника губернатора. Но одно дело, когда ты Ванька из мясной лавки, который и крепким словцом может приласкать покупателя, посмевшего усомниться в качестве товара. А другое – когда ты госслужащий, отвечающий по закону, в том числе и по «Кодексу этики», за каждое сказанное слово. Но обо всём по порядку.
С первых дней прибывания на Орловщине Сергей Лежнев стал одной из самых обсуждаемых персон в информационном пространстве. То ли от большого ума, то ли от распущенности мысли, но первое, что он сделал, – заявление в адрес орловских журналистов, которые на тот момент ещё не успели отхохотаться от почётного звания «чепушил», присвоенного им экс-губернатором Потомским.
«Есть просто куча статей с дерьмом и грязью, без фактов и доказательств. Я себе такого никогда не позволял. Не интересно! Абсолютно. Это не журналистика, это хрень», – написал в своём telegram-канале благороднейший из людей – Сергей Лежнев. Это так себе советник представляет «мостик между властью, СМИ и обществом», о котором красиво «пел» в одном из своих первых после назначения интервью?
Ну а вот как обозначил свои основные цели Сергей Лежнев в первые месяцы работы:
«Я никогда не считал себя советником губернатора. Я себя относил к помощнику. Я понимаю, что пришёл сюда, и впереди непаханое поле. Я пришёл не советовать, а пришёл трудиться вместе с губернатором, вместе со всеми. Не надо хвалить власть. Есть, за что ругать, — пускай критикуют. Я хочу сделать некое зеркало доступа информации в регионе. Надо сделать так, чтобы общество не боялось говорить о проблемах, а мы будем на них реагировать. Самое главное для меня — это сохранить отношения с людьми, при этом попытаться что-то изменить».
Почему Сергею Лежневу закон о госслужбе не писан?
Вот теперь мы подошли к самому интересному: что говорит общество, и как на это реагирует Сергей Лежнев, а главное – почему для советника «закон не писан»?
Вообще деятельность госслужащих регламентируется ст.15,16,17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Есть и «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих». Последний существует в двух формах: федеральном и региональном исполнении.
«Орелтаймс» решил проанализировать параграфы данных нормативных актов и сопоставить с деятельностью советника. Сначала вспомним хотя бы некоторые слова и выражения Лежнева.
За несколько лет прибывания на Орловщине советник успел послать общественников в ад; отписать в адрес комментаторов в Сети, критикующих, как того и просил советник, власть, несколько громких эпитетов: «упырь», «лошара», «лох»; журналисты элегантно превратились из «хрени» в «навозных жуков», «галлюцинирующих и упоротых писак», досталось даже депутату Орловского облсовета Михаилу Вдовину. Но последней каплей в и без того переполненной чаше терпения стал скандал вокруг высказываний Лежнева в адрес фельдшера «скорой» помощи Дмитрия Серёгина, которому советник повесил ярлыки «пустобрёха» и «балабола». Не побоялся Сергей Владимирович вступить в словесную дуэль и с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, потребовавшим от советника публичных извинений.
Орловцы просили главу региона Андрея Клычкова «остановить» и «угомонить» своего советника, но безуспешно. Почему губернатор держится за Лежнева – тайна, покрытая мраком. Но, похоже, это очень нужный человек для Клычкова. Настолько, что губернатору даже неважно, что скандал с его советником докатился до Государственной Думы. А ведь там при обсуждении законопроекта о чиновничьем хамстве даже появилось понятие «лежнёвщина».
К слову, идейный вдохновитель закона депутат Александр Хинштейн отметил, что «закон не имеет обратной силы», а значит, не может быть распространён на уже прозвучавшие высказывания советника орловского губернатора. Однако есть иной закон, на букву которого Сергей Лежнев таки должен опираться в своей работе. А именно тот самый федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», который гласит буквально следующее:
- Гражданский служащий обязан (ст.18 ФЗ «О государственной службе РФ») обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам (вспоминается общение с общественным движением «Граждане Орла», посланным в ад, и индульгенцией в адрес Ивана Залогина);
- Проявлять корректность в обращении с гражданами (думается, не стоит даже напоминать, как общался советник губернатора с пенсионерами, добивающимися возвращения льготного проезда. Или с пикетчицей Светланой Свеженцевой, выступающей против строительства фонтана в сквере А.П. Ермолова);
- Не допускать конфликтных ситуаций (скандал с фельдшером Дмитрием Серёгиным докатился до Государственной Думы);
- Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и делового поведения («пустобрёх» и «балабол» – это, надо полагать, деловой стиль общения).
А вот что обязан делать государственный служащий согласно «Кодексу этики», утверждённому указом губернатора Орловской области от 25 февраля 2011 года (последняя редакция 28.04.2017 года):
- Уважительно относиться к деятельности СМИ, а также оказывать содействие в получении достоверной информации (если считать «хрень» и «навозных жуков» максимально возможным уважительным обращением со стороны советника, то даже и спорить не будем);
- Государственный служащий в служебном поведении должен воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, угроз, оскорбительных выражений или реплик. (Без комментариев).
В целом, складывается стоическое ощущение, что Сергей Лежнев выражает свои мысли не по закону, а по понятиям. Может, прокуратура научит советника правильному поведению? Напомним, речь идёт не о пожеланиях, а о федеральном законе, который, на наш взгляд, явно нарушается.
«Товарищеский суд – самый гуманный суд в мире»
И что же, спросите вы, делать? Если следовать букве федерального закона (ст.33 ФЗ «О государственной службе РФ»), то при выявлении и подтверждении фактов несоблюдения ограничений и невыполнении обязательство, установленных данным законом, предусмотрены основания для прекращения служебного контракта и освобождения от должности на гражданской службе.
А в «Кодексе этики» прописано, что в регионе для решения подобных вопросов должна быть сформирована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Именно она должна провести служебное расследование, «товарищеский суд», если хотите, и по его результатам принять соответствующее решение. И, если окажется, что госслужащий не соблюдал требования Кодекса, вынести представителю нанимателя следующие предложения: сделать субъекту замечание, выговор или предупреждение о неполном соответствии.
Возглавляет комиссию у нас Алексей Курбатов, подчинённый первого замгубернатора Вадима Соколова. Но он бездействует. Видимо, боится Лежнева и его искромётного хамства. Или боится губернатора? В результате пока всё, что имеет Сергей Лежнев – отчисление в 2005 году из Белгородского юридического института МВД РФ по пункту «Л» закона «О милиции» за «грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины». Впрочем, и данное решение, как и отношение орловцев, советник считает необоснованным и несправедливым.
Просим считать данную публикацию официальным обращением к губернатору Орловской области Андрею Клычкову и его первому заместителю Вадиму Соколову. А также обращением в прокуратуру Орловской области. И ждём ответа.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.