Клычков не планирует сохранять орловский электротранспорт с помощью концессии
Орловцы не сдаются и продолжают заваливать прямые эфиры губернатор Клычкова вопросами о сохранении городского электротранспорта. На этот раз горожанин поинтересовался у регионального главы: почему бы городу не заключить концессию с «Мовиста регионы» для развития электротранспорта?
Из ответа Клычкова выяснилось, что данный вариант для Орла неприемлем.
«Концессия — это возмездное соглашение, и здесь всё очень непросто с точки зрения финансирования, поэтому нужны детали и с «Мовистой» и вот ВЭБ нам предлагает. Например, предложение ВЭБа по транспорту: возмещение ежегодно 500 млн рублей не совсем возможно для нашего города», — заключил губернатор.
Отметим: концессионные соглашения с ВЭБ.РФ и «Мовиста регионы», действительно, вполне распространённая практика в российский регионах, пытающихся сохранить трамвайное и троллейбусное движение. Соглашения с субъектами заключаются в рамках бридж-кредитования (краткосрочный, как правило до 1 года, на достаточно солидную сумму). Это имеет свои плюсы и минусы, среди которых, как справедливо отметил Клычков, высокие процентные ставки, короткий срок возврата, а значит значительные ежемесячные выплаты.
Но, например, ещё в 2021 году ВЭБ.РФ выдал бридж-кредит в 3,6 млрд рублей на проект «Таганрогский трамвай». Он был успешно реализован. В 2022 году ООО «Мовиста регионы» заключило концессионное соглашение с Ярославской областью. Оно предполагает, что концессионер будет вкладывать заёмные и бюджетные средства, общие выплаты из бюджета в течение 20 лет составят 54,15 млрд рублей. Конечно, можно предположить, что бюджет Ярославской области просто значительно богаче орловского. Но вот другой пример: в марте 2023 года «Мовиста» заключила концессионное соглашение по развитию трамвая с Красноярском, с дефицитным, как и в случае с Орлом, бюджетом.
Да, в подобных концессионных соглашениях есть большие риски: расходы концедента, как правило, существенно превышают затраты концессионера, но они, в отличие от бридж-кредитования, растягиваются на 20 лет. Помимо этого, областной бюджет должен заплатить концессионеру инвестиционный и эксплуатационные платежи. В случае с Орлом сумма, действительно, может достигать 500 млн рублей в год.
Но это вполне осуществимо! В очередной раз напомним, что Орёл направил свыше 823 млн рублей на закупку ЛиАЗов, в ближайшее время на автобусы будет направлено ещё 100 млн рублей. Власть всё обещает орловцам финансирование от федералов в рамках федеральной программы «Модернизация подвижного состава». Но время идёт — а ничего не меняется. Троллейбусное движение по-прежнему буксует из-за еженедельных поломок на подстанциях, ну а после открытия Красного моста остро станет вопрос с выходом в рейс трамваев, которых у города нет.
Поэтому, на наш взгляд, стоило бы всё-таки уточнить детали концессионного соглашения с «Мовиста регионы», раз другого выхода из положения нет.
Читайте по теме:
- В Орле жители улиц Гостиной и Пушкарной выступили за закрытие трамвайного движения
- Орловская область получила новый кредит в 500 млн рублей на покупку 100 автобусов
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.