Орловский поисковик Николай Андреев: «Все списки воинских захоронений требуют полного пересмотра и уточнения»
Орловское историческое общество совместно с областным комиссариатом на двух крупных захоронениях – в Болхове и на Мезенке – выверило списки похороненных бойцов Великой Отечественной и имена, занесённые на установленные там памятники. Где-то добавили имена, где-то, наоборот, убрали, потому что там нет праха. Энтузиасты не могли остаться равнодушными к материалу «Орелтаймс» «Болховчане рискуют недосчитаться фамилий двух Освободителей своего города», и заведующий музеем Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, председатель ОРОО МПО «Огненная дуга» Николай Андреев прокомментировал ситуацию.
– Журналисты не обратили внимания на то, что на новых плитах, которые установлены на мемориале в Болхове, нет не одной-двух фамилий, а почти ПОЛСОТНИ!
Нужно сказать, что их нет и быть не должно. На плиты воинского захоронения НЕЛЬЗЯ ВЫНЕСТИ ИМЕНА ЛЮДЕЙ, которых в этом захоронении никогда не было.
Мы боремся с фальсификацией истории. И это важно для того, чтобы сохранить память. Наша задача – назвать поимённо всех пропавших в Великой Отечественной войне. Правда такова, что все списки воинских захоронений на сегодняшний день ТРЕБУЮТ ПОЛНОГО ПЕРЕСМОТРА И УТОЧНЕНИЯ.
Первая попытка паспортизации воинских захоронений Великой Отечественной войны была предпринята на территории Орловской области в период с 1947 по 1952 год. Читаем первое описание воинского кладбища на ул. Ленина в г. Болхов Орловской области: «Воинское кладбище находиться в центре г. Болхова Орловской области у здания РК КПСС. На воинском кладбище захоронено 292 человека, в том числе в индивидуальных могилах захоронены: командир артполка, гвардии подполковник Александров Андрей Иванович и командир танка гвардии лейтенант Абрамов Константин. Фамилии остальных захороненных неизвестны». Прошу обратить внимание на количество захороненных – 292 человека.
Следующая волна паспортизации воинских захоронений была предпринята в начале 70-х годов прошлого века (не называю точную дату по причине того, что шла она до 1992 года). Отправной точкой паспортизации послужила Директива Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 322/10310 от 4 марта 1965 года. Именно по этой Директиве в Министерстве Обороны СССР были собраны корешки «похоронок» из всех военкоматов СССР, на основании которых составили индивидуальные карточки, которые были разосланы по всем регионам. А те были обязаны внести имена на плиты воинских захоронений. На основе таких карточек и появился первый именной список паспорта воинского захоронения г. Болхов, ул. Ленина, номер захоронения в ВМЦ 57-10. Но в списке значились имена только 92 человек, 200 имён отсутствовали.
В 2014 году была проведена ещё одна попытка паспортизации этого воинского захоронения. Теперь уже в списки паспорта внесли имена 193-х человек. Только ни в первом, ни во втором случае, никто не выверил списки досконально.
К открытию реконструированного воинского захоронения было просто необходимо составить подлинный список захороненных на ул. Ленина. Могу сказать, что выявить все 292 фамилии не удалось. Только 211.
Но при составлении списка стало понятно, что четверти числящихся в списке 2014 года в Болхове просто не может быть. Так, например, несколько фамилий солдат, внесённых в списки, на самом деле должны быть на плитах воинских захоронений во Мценске – по той простой причине, что бойцы именно там умерли в госпитале. Часть фамилий солдат 415-й стрелковой дивизии должна быть выбита на плитах воинского захоронения на Архангельском кладбище в Болхове – именно там их в 1943 году, после окончания боёв за город, и похоронили. И рядовой 1325-го стрелкового полка 415-й стрелковой дивизии Окружнов Алексей Иванович 1901 г.р. (одна из фамилий, которая отсутствует) должен быть увековечен именно там, а не на ул. Ленина.
Несколько слов необходимо сказать и о сержанте 1183-го стрелкового полка 356-й стрелковой дивизии Охапкине Павле Яковлевиче 1904 г.р. (уроженец г. Москва, призван Советским РВК, г. Москва), убит 23.07.1943 г. Первичное место захоронения – Орловская обл., Болховский р-н, д. Рог. (ЦАМО РФ, Ф.58, Оп.18001, Д.630). Переноса воинского захоронения из деревни Рог – в Болхов никогда не производилось. Более того, по донесению Савеловского ОВК (г. Москва), сержант Охапкин погиб 28.07.1943 г. (Ф.Советский РВК, Д.21-3). И дальше в этом же фонде и в этом же деле, в журнале военкомата, написано: «по сообщению родственников жив (Савеловский ОВК, г. Москва Ф.Советский РВК, Д.21-3). Запись говорит сама за себя. Из чего следует вопрос: на каком основании фамилия Охапкина должна быть на плитах?
Я считаю, что забота о дочери воина состоит в объяснении ей ПРАВДЫ. А правда проста и жестока: в д. Рог Болховского района Орловской области нет оформленного воинского захоронения! В 1943 году – было. Потом пропало. И никто теперь не знает, где была эта могила. Сколько их, таких воинов…
Имена павших за Родину требуют увековечения! И я считаю, что делать это нужно достойно. Возможно, и журналистам внести свой вклад в дело увековечивания памяти погибших при защите Отечества. У нас есть много документов, с которыми можно поработать…
Я не случайно поставил многоточие в комментарии известного поисковика. И работа по поиску праха погибших советских воинов не закончена, и мероприятия по увековечиванию имён погибших ещё долго будут продолжаться, и болховская полемика не окончена. Потому что вопрос увековечивания уже известных имен павших, прах которых либо не найден, либо похоронен где-то в другом – известном, а может, и неизвестном месте, остаётся открытым. И здесь уже местная власть должна сказать своё веское слово. Однозначно: предать забвению эти имена сродни преступлению перед памятью.
Справочно:
На плиты воинских захоронений вынесены имена ТОЛЬКО 98 000 человек из полумиллиона (по минимуму!) погибших на территории Орловской области (в современных границах).
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.