Потерпевшая сторона по уголовному делу Блохина выступила в суде в качестве «адвоката»
6 августа в Заводском райсуде Орла состоялось очередное заседание по уголовному делу главы регионального департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Дениса Блохина. Чиновнику вменяют злоупотребление должностными полномочиями и подлог. В деле фигурирует сумма более чем в 33 млн рублей за невыполненные работы на стадионе Ленина. Сегодня суд приступил к допросу потерпевшей стороны – представителя КУ «Орёлгосзаказчик», у руля которого и стоял Блохин во время провальной реконструкции. Впрочем, допрос больше напоминал монолог, а потерпевшая сторона пыталась доказать, что чиновник не только не нанёс ущерба бюджету региона, вольно распорядившись бюджетными миллионами, а напротив – помог областной казне. Рассказываем подробности столь необычного заседания.
Кто в группе поддержки чиновника?
Уже традиционно Денис Блохин появился в здании суда в деловом костюме и в сопровождении своего адвоката Ивана Онищенко. До начала заседания чиновник любезно пообщался с потерпевшей стороной по его уголовному делу – представителями КУ «Орёлгосзаказчик» и правительства региона. Уже сейчас можно говорить о том, что потерпевшие себя таковыми явно не чувствуют.
Посмотреть, как идёт процесс пришёл и депутат облсовета Виталий Рыбаков. Не секрет, что депутат не раз заявлял, что подсудимый Блохин не может продолжать работать в правительстве региона.
– Виталий Анатольевич, поддержать пришли? – равнодушно задал вопрос Блохин.
– Да, – с нотками иронии парировал Рыбаков.
Заседание началось с ходатайства прокурора Елены Полухиной. Она обратилась к суду с просьбой о приобщении к материалам дела справки о состоянии регионального бюджета. И защита Дениса Блохина, и потерпевшие отреагировали на это возражением. По их мнению, конкретный документ не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Напомним, что по версии гособвинения, в декабре 2015 года «Орёлгосзаказчик» оплатил подрядчику, который работал на стадионе им. Ленина ООО «МосОблСтрой», более 40 млн рублей. При этом, в документах компания приписала себе почти 33,5 млн рублей за те работы, которые ещё не были выполнены. Обвинение уверено – Блохин об этом знал и не только сам подписал документ, благодаря которому на счета «МосОблСтроя» ушли деньги, но и надавил на своих подчинённых, которые поставили свои подписи в актах приёмки выполненных работ (КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).
Что до самого Дениса Блохина, то на происходящее в судебном заседании он никак не реагировал – что-то изучал в своём телефоне. Вид у него был полностью отсутствующий. Не проявил он никакого видимого интереса даже когда суд приступил к допросу представительницы «Орёлгосзаказчика» Елены Демениной. Которая, к слову, чиновника активно поддерживает в соцсетях. А судя по её позиции, теперь ещё и в суде.
– Оговаривать подсудимого не будете? – задала уточняющий вопрос председательствующая.
– Нет, – отреагировала Деменина.
Подготовилась представительница потерпевшей стороны основательно. Попросила не о допросе, в его классическом понимании в формате вопрос-ответ, а о целом выступлении. Никто возражать не стал, а сама сотрудница «Орёлгосзаказчика», которая возглавляет в казённом учреждении юридический отдел, затянула свою речь практически на час. В ней был и краткий экскурс в азы процедуры заключения госконтрактов, и отступления на тему какие разные бывают исполнители, а закон «не позволяет нам искать хороших подрядчиков». Забегая вперёд, отметим, что допрос Демениной суд так и не успел завершить, ибо времени было потрачено много, а по существу сказано мало.
– Мы можем слушать лекции часами, но времени столько нет, — заключила судья Роза Болотская.
Но вернёмся к потерпевшей стороне и её видению произошедших в 2015 году в «Орёлгосзаказчике» событиям.
Как «помогали» бюджету?
– И мы, и подрядчики являемся заложниками однолетнего бюджета. Мы, как заказчик не имеем права поставить в проекте контакта срок позднее декабря 2015 года, – наконец пояснила Деменина по поводу того самого контракта с «МосОблСтроем».
Здесь напомним, что контракт заключался летом 2015 года.
По словам Елены Демениной, чем руководствовался подрядчик, подавая заявку на данный аукцион – неизвестно, мог ли он успеть выполнить работы до наступления холодов – непонятно.
При этом, факт – есть факт. Работы в срок не были выполнены. Но потерпевшая сторона уверена, что расторгать контракт с недобросовестным подрядчиком, как считает следствие, было нельзя. По её мнению, это принесло бы серьёзный ущерб бюджету.
По словам Демениной, разорви «Орёлгосзаказчик» контракт, он бы остался с «неотработанным авансом более 22 млн рублей».
– Мы бы были вынуждены заключать новый контракт и переторговываться, Область была бы вынуждена заплатить за те же самые работы на 10 млн больше. Выгодно сохранить договорные отношения и добиться того, чтобы подрядчик пусть и с нарушением сроков, выполнил работу по той цене, что и в 2015 году. Собственно, так и произошло. Я полагаю, что, не прекращая договорные отношения, «Орёлгосзаказчик» действовал в интересах Орловской области – обеспечил экономию бюджета и по результатам реализации контракт завершился дебиторкой в 18 млн рублей, – заявила Деменина.
Эту сумму она считает единственным негативным аспектом. По её словам, «Орёлгосзаказчик» обратился в арбитраж и взыскал эти средства, которые не являются ущербом или убытком.
А вот что касается 33 млн рублей за фактически невыполненные по версии гособвинения работы, то Деменина назвала эти деньги «спорными».
– КС-2 и КС-3 на 40 млн рублей подписываются и полностью оплачиваются. В последующем выясняется, что работы на 33 млн рублей не выполнены и они, соответственно минусуются, – заявила представительница потерпевшей стороны.
Вообще, из её речи по данному вопросу можно было сделать простой вывод – мол, ничего плохого не произошло. Перечислили и перечислили деньги «за воздух». Что ж тут такого? Главное, что сминусовали потом.
Таким образом, у подрядчика возникла дебиторка в размере 33 млн рублей. Подрядчик должен был отработать данную сумму.
– Её подрядчик пусть и с нарушением сроков, но отработал полностью. Считать эти 33 млн ущербом, возникшим в декабре, никак нельзя, – добавила представительница «Орёлгосзаказчика».
Да и в целом Елена Деменина поспешила уверить, что в процессе исполнения любого контракта «периодически возникает какой-то финансовый дисбаланс между подрядчиком и заказчиком».
«Я бы на месте Блохина…»
Когда монолог Елены Демениной спустя почти час подошёл к концу, гособвинитель приступила к допросу.
В числе прочего, её интересовал вопрос, почему же Денис Блохин всё-таки подписал тот самый документ КС-3, благодаря которому были оплачены фактически невыполненные работы.
Из объяснения Демениной последовало, что возможно его подпись как руководителя всё-таки требовалась. Также есть и другой вариант – Денис Блохин в принципе мог подписывать любые документы. Как говорится, должность руководителя учреждения позволяет.
– Более конкретного ответа мы не услышим? – поинтересовалась судья.
Но без просмотра соответствующих внутренних документов что-либо пояснить сверх этого Елена Деменина не смогла. Как не удалось ей вспомнить, подписывал ли Денис Блохин лично КС-3 по другим объектам.
– Я вообще к приёмке не имею отношения, – сказала представительница «Орёлгосзаказчика».
– На момент подписание КС-3 работы по реконструкции стадиона были выполнены? – задала вопрос гособвинитель Елена Полухина.
В ответ Деменина пояснила, что в декабре 2015 года находилась в декретном отпуске. И вновь повторила, что приёмка работ – не её зона ответственности.
– Как было возможно Блохиным подписать КС-3, зная о том, что работы были не выполнены, а срок контракта – окончен? – прозвучал следующий вопрос.
– В должностные обязанности Блохина не входит проверка объёмов и качества работ, я полагаю, что, если имеется подписанный КС-2 у Блохина имелись все основания подписать КС-3 при условии соответствии стоимости работ сметной документации, – отрезала Деменина.
Прокурор посчитала, что представительница «Орёлгосзаказчика» таким образом ушла от ответа. Ведь по версии гособвинения, Блохин был в курсе, что работы не выполнены.
– Я тогда тоже подпишу? Выходит так? – изумилась Полухина, продолжая допрос о действиях Блохина.
– Я бы на месте Блохина сказала куратору: «Это твоя ответственность, что ты подписал бухгалтерский документ на эту сумму»! – расставляя акценты в зонах ответственности ответила Деменина.
При этом, без подписанной КС-3 бухгалтерия «Орёлгосзаказчика» не смогла бы перечислить подрядчику деньги.
Для всех очевидно, что «Орёлгосзаказчик»» поддерживает своего бывшего руководителя. Какую позицию займёт в суде представительница облправительства – станет известно совсем скоро. Правда, на следующем заседании, которое назначено на сентябрь, продолжится допрос Елены Демениной.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.