Заслуженная артистка России Елена Шигапова не боится играть опасные роли

Большая часть жизни заслуженной артистки России Елены Шигаповой прошла в театре «Свободное пространство». За 28 лет в её амплуа вошли разные роли: и комедийные, и драматические. В преддверии Международного женского дня удалось пообщаться с актрисой и лично и узнать об интересной и непростой жизни актрисы. О какой роли Елена Шигапова мечтает? Почему все женщины немножко актрисы? И как спектакль может повлиять на судьбу зрителя?

Почему захотели стать актрисой?

– С детства нравилось читать стихи, петь. Любила, когда в дом приходили гости, смотрели, хвалили. В семье никто не работал в сфере искусства, но очень любили петь. Исполняли песни Анны Герман, Владимира Высоцкого. С 6 лет занималась танцами, в детской театральной студии. В 15 лет решила поступать в Днепропетровское театральное училище. После окончания был выбор: либо орловский театр, либо киевский ТЮЗ. Выбрала Орёл и не пожалела.

Почему – Орёл?

– Наши выпускники приезжали в училище и говорили: «Какой в Орле современный театр!». Театр под руководством Александра Михайлова славился пластичными постановками и современным видением. Я считаю, у меня удачная творческая судьба! На Украине работают определённые стандарты – например, в театре должна играть высокая дородная девушка. У нашего режиссёра было другое представление об этом.

Одна из ваших первых ролей в театре – роль Джульетты. Итак, ваш первый выход…

– Тогда была ещё неопытной актрисой. Очень волновалась, настраивалась на спектакль несколько дней. А Шекспир – прекрасный, но сложный материал, над которым можно бесконечно работать. Любая актриса мечтает сыграть Джульетту. Мне повезло!  

Какие роли больше всего по душе?

Елена Шигапова в роли Эдит Пиаф

– Мне всегда было интересно раскрыть достаточно непростой мир женщины. Показать противоречивые черты характера, как сильные стороны, так и беззащитные и чувственные стороны её души. Мне нравится и драматические, и комедийные и роли в музыкальных спектаклях. В своё время я переиграла большой мюзикловый репертуар. Это «Версальская история», «Моя прекрасная леди» и рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда». А самая моя любимая роль – в спектакле «Мой легионер» по пьесе Ксении Драгунской, в котором я играла обожаемую мной певицу Эдит Пиаф. Одновременно с нами спектакль играли в московском театре – в главных ролях были джазовая певица и известный актёр. В итоге автор пьесы по секрету шепнула нам, что наша постановка ей ближе. В спектакле исполняла семь песен на французском. Была сильная музыкальная нагрузка и сложный драматический образ. 

«Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно» – так говорила Раневская. Согласны ли вы с этим?

– Согласна. Даже, если играешь комедию положений, где героиня попадает в курьёзные ситуации, всё равно нужно стопроцентно верить в происходящее. И проживать это. Иначе зритель не поверит. Завоевать доверие зрителя, можно лишь пропуская эмоции через себя. А вообще главное в нашей профессии –получать на сцене удовольствие.

Что самое непростое в профессии актёра?

– Актёр должен постоянно прорабатывать персонажа. Погружаться в его историю, жизнь. И быть готовым физически и морально играть тяжёлую роль. Порой приходится отрываться от реальности. Люблю сложные задачи в своей работе. Когда роль не получается, но со временем ты «добиваешь» её. Например, я до сих пор прорабатываю своего персонажа в спектакле «Двое на качелях». Всю жизнь мечтала о роли Гитель. Вкратце: пьеса о мужчине и женщине, которые встречаются, иногда понимают друг друга, иногда не понимают, ругаются, мирятся и расходятся. Их союз символизирует качели, которые качаются из стороны в сторону.

Елена Шигапова в роли Гитель

В конце концов, герои расстаются, любя друг друга. Спектакль непростой. Здесь нельзя соврать. Надо два часа прожить историю этих людей.

Елена Шигапова в спектакле «Мой лунный серебряный мир»

Актёрский талант даёт природа или его можно развить?

– Профессия очень жестокая. Только одарённый и поцелованный богом человек будет востребован. С режиссёром тоже должно повезти. Для одного ты талантливый, для другого – нет. Субъективизм в нашей профессии очень жестокий. Можно быть талантливым, но режиссёр по каким-то причинам не замечает. Тогда нужно уходить из театра, искать «своего» режиссёра. Артистов много, работы мало. Найти работу актёру тяжело.

Я считаю, что актёр должен особо воспринимать жизнь, всё время копаться в себе, людях. Актёры – своеобразные психологи. Мы наблюдаем за людьми, берём их черты для персонажа. Артист должен уметь и танцевать, и петь, владеть речевым аппаратом. Неплохо бы иметь яркую внешность. Лучше, конечно, быть одарённым со всех сторон, чем доказывать режиссёру, что ты чего-то стоишь.

А зажатый человек может стать актёром?

– Вообще каждый человек талантлив. Но главное преодолеть свой страх, зажимы и привыкнуть работать на публику – не все от природы могут работать на людях. Но в процессе обучения многие вещи корректируются. Благодаря разным упражнениям зажим снимается.

Главное качество актёра на ваш взгляд?

– У артиста должна быть мощная энергетика, которая доходит до последнего ряда. Бывают артисты, у которых она доходит только до третьего-пятого. Но всё нарабатывается с опытом. Помню, как играла Лауру в «Маленьких трагедиях». Я вышла на огромную сцену Александрийского театра в Петербурге. И увидела тысячный зал, королевскую ложу, которая, казалось, находилась в космосе. Сцена ещё была и без декораций. Стоишь одна в этом «космосе» и думаешь, как тебя люди услышат?

Это – страх?

– Да, но с опытом понимаешь, что тебя и слышно, и видно. Внутри должна быть уверенность и понимание, какую мысль хочешь донести зрителю. Песней ли, танцем или монологом. Неважно, какая роль: главная или второстепенная. Вся команда работает над тем, чтобы воздействовать определённым образом на зрителя. В этом и заключается работа актёра, а не выйти, покрасоваться в наряде и показать себя. Хотя и хороший наряд никому не помешал. 

Смотрите спектакли своих коллег?

– Когда выдаётся возможность, хожу и в другие театры. Понравился «Дубровский» в театре имени И.С. Тургенева. Часто смотрю спектакли по ночам в записи. Дочка засыпает – и включаю. Очень нравятся работы Юрия Бутусова – «Чайка», люблю «Три сестры», «Волки и овцы», «Войну и мир» Петра Фоменко. Мечтала попасть на спектакль «Двое на качелях», когда там Гитель играла Чулпан Хаматова. Но, увы, ездить в соседние города не получается.

А какую роль хотите сыграть?

– Бланш Дебуа в пьесе «Трамвай «Желание». Но боюсь. Роль притягательная. Но опасная! У артисток, которые её играли случались психические расстройства. Так было со знаменитой Вивьен Ли.

А в чём трагичность этой роли?

– Люди часто не хотят принимать жизнь такой, какой есть. История об этом. Но название олицетворяет смысл. Люди садятся в трамвай с названием «Желание», и он разбивается о жестокую реальную жизнь. Кто-то приспосабливается, а кто-то, как Бланш, сходит с ума.

Ещё одна параллель с реальностью. Моя дочь смотрит блогеров на YouTube, там родители постоянно играют с детьми на камеру – зарабатывают на просмотрах деньги и ездят по всему миру. Но это нереальная жизнь. Что станет с этими детьми, если окунуть их в реальность?

А театр — реальность или сказка?

– Театр бывает разный. Всё зависит от видения режиссёра. Есть мир Шекспира с высокими материями. Я выступаю за такой театр, где зритель погружается в возвышенный мир. Для реальности существует кино. Театр должен приносить очищение, будить фантазию. Чтобы зритель уходил не с пустым сердцем, а с пищей для размышления. Я думаю, люди идут в театр за обменом энергией. В любом случае, театр должен эмоционально воздействовать на человека.

Самый яркий отзыв, который вы получали от зрителя?

– Люди часто делятся своими реакциями на спектакли в соцсетях. Самые восторженные отзывы получаю на спектакль «Двое на качелях». «Это я! Это про меня!» – пишут многие. А одна зрительница подошла ко мне в фойе театра и сказала: «Спасибо большое, я рассталась со своим парнем. Благодаря тому, что увидела, отважилась разорвать отношения». Не знаю, радоваться этому или нет. Главное, чтобы она потом не пожалела.

А любит ли театр ваша дочь?

– Она родилась в День театра, 27 марта. Поэтому выбора нет! В этом году ей исполнится 7 лет. И на этот день у меня постоянно выпадают мероприятия! Кстати, София играет в двух спектаклях нашего театра: «И для меня придёт весна» и «Мой лунный серебряный мир». И это ей даже очень нравится!

Софья в спектакле «Мой лунный серебряный мир»

Актёрское сообщество можно назвать «обособленным от мира»?

– Театр – это закрытый мир со своими правилами. Обычные люди думают, что здесь работают неадекватные. Актёры оставляют все проблемы, связанные с семьёй и здоровьем на пороге театра. Приоритеты расставлены в пользу искусства. Когда в театре шёл ремонт, мы «скитались», репетируя в ДК и разных помещениях. Помню, на первом этаже здания профсоюзов мы репетировали напротив приёмной юриста. Что такое репетиция? Это когда артисты плачут, гогочут, кричат – словом, сумасшедший дом. Распугали всех её клиентов…

Как отмечают в театре 8 марта?

– Устраиваем на праздники друг другу капустники. В прошлом году мужчины устроили нам полноценный спектакль на сцене, который шёл 50 минут! В поздравления входят не только песни и стихи, но и стендапы – номера «на злобу дня», пародии из повседневной жизни театра.

Каждая женщина в какой-то степени актриса?

– Меня часто восхищает, как женщины ухаживают за собой: носят высокие каблуки, делают макияж, наращивают ресницы, ногти. Всё для того, чтобы восхищать окружающих. В этом есть параллель с актёрской профессией. Для нас же причёски и макияж – работа. Для обычной женщины, я думаю, восхищать окружающих – потребность. Это нормально, когда хочешь, чтобы вслед оборачивались прохожие. Мы же, актёры, устаём от грима на работе. После репетиций так и хочется надеть капюшон и пойти домой в удобной обуви.

– А может ли женщина «играть» роли в обычной жизни?

– Носит ли женщина маски? Не знаю. Не всегда женщина бывает собой на все сто, например, с мужчиной. Да, и примерять на себя новые образы и амплуа гораздо интересней. Быть однообразной – скучно.

А как вам удаётся преодолевать однообразность жизни?

– Я не представляю жизнь без путешествий. Город, в котором человек живёт, ограничивает. Полезно путешествовать, как и по России, так и за границей. В другой стране, на другом континенте понимаешь, в каком огромном мире живёшь. Общение с иностранцами развивает кругозор. Я очень люблю Испанию. Испанцы близки по духу к россиянам. Как-то испанские коллеги устроили нам вечеринку. Никогда не забуду, как всю ночь проговорила с местной певицей, сидя на ступеньках. Мы плохо знали английский, но очень понимали друг друга. Всю ночь проговорили о мужчинах. Во всех странах любовные истории одинаковы.

А что для вас самое главное в жизни?

– Самая главная ценность в жизни – общение с интересными людьми и наслаждением красотой мира, который нас окружает. И, конечно, любовь! Всё в этой жизни нужно делать с любовью!

Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.

Поделиться

Этот сайт использует файлы cookie.