Орловская пятерка

Самые ценные картины Орловского музея изобразительных искусств

Ценность – понятие субъективное. И не всегда измеряется деньгами. В первую очередь, шедевры искусства дороги потому, что наполнены историей. Так, в 2019 году на аукционе в Париже был продан ржавый остов револьвера, из которого предположительно нанёс себе смертельное ранение художник Винсент Ван Гог, за … 162 тысячи евро.

“Орелтаймс” вместе с сотрудниками Орловского музея изобразительных искусств представляют топ-5 ценных картин, которые находятся в постоянной экспозиции.

1-ое место

«Поющие ангелы»

Одна из ранних по времени исполнения картин в собрании музея, представляющая римскую школу живописи XVII века. Её автор – одарённый художник зрелого барокко Джачинто Бранди (1623-1691). Он работал в Риме и Неаполе, известен станковыми и монументальными живописными композициями на религиозные темы, написанными для церквей и палаццо. В своём творчестве следовал живописным приёмам Микела́нджело Меризи да Карава́джо, позволяющим приближать изображение к реальности. 

Картина происходит из Орловского имения князей Куракиных – Преображенского. Первоначально, под наименованием «Хор ангелов», находилась в их коллекции в Петербурге, затем в их Тверском поместье. 

В 1984 году «Поющие ангелы» экспонировались в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР» и были воспроизведены на суперобложке одноимённого альбома (М.: Советский художник, 1986). 

Уникальность данной работы также в том, что в музеях России произведения Джачинто Бранди достаточно редки. 

2-ое место

«Портрет великого князя Павла Петровича (1754 -1801) в детстве с ружьём»

Портрет написан в середине XVIII века неизвестным художником, предположительно Алексеем Петровичем Антроповым.

Павел Петрович представлен в форме сержанта гренадерской роты лейб-гвардии Измайловского полка, одного из самых привилегированных в русской армии того времени. После создания Петром I регулярной армии и флота, сыновей дворян с малолетства «записывали в службу», и к совершеннолетию они уже имели офицерские звания. С трёх лет «служил» и великий князь Павел Петрович.

Будущий император Павел I в детстве воспитывался вместе с князем Алексеем Борисовичем Куракиным, которому эта картина была передана в дар. Она являлась гордостью его собрания и два раза предоставлялась его потомками на масштабные выставки, проходившие в 1869 и 1905 годах в Петербурге.
Ценность портрета и в том, что он сохранён в неизменном виде в оригинальной раме.

В 1993 году портрет Павла Петровича был представлен на выставке «Мир и образы детства. Россия XVIII – начала XX века» в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Павла  Петровича уже долгое время находится на афише Орловского музея изобразительных искусств и стал его символом. 

3-е место

«Портрет Алексея Сергеевича Мусина-Пушкина”

Портрет создан в 1854 году знаменитым русским портретистом Василием Андреевичем Тропининым. Художник являлся мастером так называемого «домашнего» портрета, показывающего человека не позирующим художнику, а находящимся наедине с самим собой в непринуждённой обстановке, где ни к чему сословный антураж и регалии. 

Творческое наследие художника насчитывает свыше трёх тысяч портретов людей самых разных сословий. Шутили, что Тропинин переписал «буквально всю Москву». Примечательно, что художник – из крепостных и вольную получил уже в зрелом возрасте. Однако это не помешало ему получить звание академика портретной живописи.

Портрет Мусина-Пушкина предназначался не для парадных зал, а для памяти близких людей. В Орловскую губернию, в дом своего мужа, Бориса Александровича Куракина, портрет привезла дочь Мусина-Пушкина Екатерина Алексеевна. 

Работа дошла до наших дней в оригинальной раме. Вверху располагается герб рода Мусиных-Пушкиных в форме четырёхчастного щита, увенчанного шлемом и короной, из которой выставлена рука с обнаженным мечом. 

4-е место

“Ярило”

Картина сразу привлекает к себе внимание, не только потому что является самой большой работой по формату из находящихся в постоянной экспозиции музея, но и своим сюжетом. Её автор Евгений Михайлович Сотников, уроженец Орловской губернии, переносит зрителя в атмосферу далекой старины.

Ярило – языческое божество восточных славян, бог солнца, плодородия и любви. О широком почитании Ярило на Руси свидетельствовали «Ярилины» – народные празднества, которые устраивались весной и справлялись вплоть до ХХ века. Атрибутом Ярило был весенний или утренний солнечный свет, пробуждающий растительную силу в травах и деревьях, любовь во всём живом, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке. 

Картина «Ярило» является редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Она была создана в 1910 году и является дипломной работой Евгения Михайловича Сотникова, за которую ему было присуждено звание художника. 

Художественные произведения нашего земляка практически не представлены в собраниях других музеев. В фондах Орловского музея изобразительных искусств находятся свыше 20 работ живописца, благодаря дару его дочери, Зои Евгеньевны Сотниковой (1901-1987), «чтобы произведения Евгения Михайловича Сотникова были на его родине».

5-е место

“Борзые”

Это работа известного анималиста, страстного любителя животных и природы Александра Петровича Швабе, академика и профессора императорской Академии художеств. После окончания обучения поступил на службу при управлении Государственным Коннозаводством и Императорских скачек, где в его обязанности входило писать с натуры лошадей.

Им было создано 28 портретов лошадей, выигравших призы. Они были куплены впоследствии императором Николаем I. С тех пор художник преимущественно писал портреты лошадей и собак для особ Императорской Фамилии.

Одним из заказов стал портрет борзых. На нём представлены собаки породы грейхаунд — английская борзая, которые принадлежали великому князю Николаю Николаевичу (Старшему), сыну императора Николая I, о чем можно судить по надписи на ошейнике: Его императорское величество Николай Николаевич…

Картина «Борзые» находилась в коллекции великого князя Николая Николаевича (Младшего) (1856-1929), внука Николая I, который купил в 1887 году имение в селе Першино Тульской губернии и основал Першинскую великокняжескую охоту. Просуществовало Першинское имение, а вместе с ним и охота, до 1914 года. 

После революции часть коллекции великого князя оказалась в собрании Тульского областного художественного музея, из которого поступила в 1959 году в собрание Орловского музея изобразительных искусств.


Представленные фотографии не передают в полной мере величия, красоты и смысла описанных картин. Так что лучше прийти в Орловский музей изобразительных искусств и увидеть работы “вживую”.

Автор: Екатерина Козлова

Рекомендуем наши новости

Обнаружены самые шикарные особняки Орла

Обнаружены самые шикарные особняки Орла

Каменные лестницы, лепнина, мозаика, ажурные балконы, шатровые крыши… Убранства домов влиятельных купцов Орла поражает воображение. «Орелтаймс» с помощью известного экскурсовода Дарьи Фурманской ...

ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Программы

Где Орловщине откопать археологов?

Где Орловщине откопать археологов?

Новость о создании Научно-производственного центра, который возьмёт на себя документальное оформление орловского культурного наследия, взбудоражила орловцев. За подробностями «Орелтаймс» ...

Проекты

Видео

ЭКСКЛЮЗИВ: В Орловской области поисковики подняли из недр земли советский самолёт

ЭКСКЛЮЗИВ: В Орловской области поисковики подняли из недр земли советский самолёт

Сегодня, 18 февраля, в Сосковском районе Орловской области продолжаются раскопки на месте, где был сбит военный самолёт Красной армии. Поисковикам предстоит работать ещё как минимум два-три дня. ...