Главный вопрос

Как не стать жертвой псевдобанков?

12 карточек
12:00 10 Июль 2019
  1. Неужели я не смогу отличить звонок из банка от звонка мошенников?
  2. Как понять, звонят ли мне из банка или это мошенники?
  3. Да где ж я возьму номер банка?
  4. Почему я должен набирать номер сам?
  5. Я смогу «раскусить» мошенника, попросив назвать мои данные?
  6. Можно ли догадаться, что звонят не из коллцентра по звукам на заднем плане?
  7. Когда могут позвонить мошенники?
  8. Какие фразы могут выдать мошенника?
  9. Есть ли у обманщиков какие-то другие особые приметы?
  10. Что именно «непоправимое» может произойти?
  11. Что будет, если я сообщу им данные?
  12. Поможет ли мне в этом случае банк вернуть деньги?
  1. Неужели я не смогу отличить звонок из банка от звонка мошенников?

    Кибепреступники всё чаще маскируют свой номер под официальные номера банков, поэтому подвох сразу заметить невозможно.

  2. Как понять, звонят ли мне из банка или это мошенники?

    Для начала следует проверить, точно ли это сотрудник банка. Спросите его фамилию, имя и отчество, название подразделения и скажите, что перезвоните попозже. Положите трубку, позвоните по официальному номеру банка и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. ВАЖНО: набирайте номер банка вручную!

  3. Да где ж я возьму номер банка?

    Он написан на обратной стороне всех карт.

  4. Почему я должен набирать номер сам?

    Даже если на экране телефона высвечивается знакомый номер банка, ни в коем случае нельзя делать на него обратный звонок. Мошенники используют специальное программное обеспечение, чтобы скрыть настоящий номер, при этом на телефоне жертвы отображается любой удобный им номер. Обратный звонок на такой номер приведёт вас обратно к мошенникам.

  5. Я смогу «раскусить» мошенника, попросив назвать мои данные?

    Нет. Преступники знают многое о своих жертвах – могут обращаться к ним по имени и отчеству, знают фамилию и даже номер и срок действия банковской карты. Поэтому следует перестраховаться и позвонить в банк самостоятельно.

  6. Можно ли догадаться, что звонят не из коллцентра по звукам на заднем плане?

    Невозможно. Мошенники используют специализированное программное обеспечение, имитирующее шумы оживлённого офиса. Это помогает им дополнительно втереться в доверие к клиенту банка и усыпить его бдительность.

  7. Когда могут позвонить мошенники?

    Чаще всего обманщики звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться.

  8. Какие фразы могут выдать мошенника?

    Довольно часто преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента.

  9. Есть ли у обманщиков какие-то другие особые приметы?

    Мошенники хорошо знакомы с психологией, поэтому говорят быстро и уверенно, оперируют профессиональными терминами. Они торопят, давят на эмоции и запугивают клиента, утверждая, что может произойти нечто непоправимое.

  10. Что именно «непоправимое» может произойти?

    Обманщики утверждают, что в данный момент с карты переводится крупная сумма и чтобы остановить транзакцию, необходимо срочно сообщить данные карты: ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Если человек колеблется или отказывается их называть, ему угрожают, что деньги с его карты прямо сейчас уйдут к мошенникам.

  11. Что будет, если я сообщу им данные?

    Как только преступники получают нужную им информацию, они сразу же снимают со счёта все деньги.

  12. Поможет ли мне в этом случае банк вернуть деньги?

    Если Вы сами сообщили преступникам секретную информацию о своей карте, вернуть деньги через банк не получится. Поэтому не надо паниковать и спешить, что бы звонившие вам не говорили. Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.

    Позвоните в свой банк. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит её на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.


    За помощь в подготовке материала благодарим Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.