Орловский театр «Свободное пространство» громко хлопнул дверью, закрыв сезон «Ревизором»
Орловский театр «Свободное пространство» можно поздравить с очередным громким успехом. Завершение сезона премьерой «Ревизор» стало 29 июня событием в культурной жизни региона, о котором долго будут говорить орловцы.
Доронин стал достоянием Орловщины
Сценическую версию театра в одном действий «Настоящий ревизор» реализовал режиссёр Алексей Доронин. Он известен местной публике своим ярким «Сирано де Бержераком», поставленным также в «Свободном пространстве. На этот раз выпускник «Щуки» замахнулся на Гоголя. Ему удалось труднореализуемое — вместить комедию в 2 часа, не растеряв авторской сути, но добавив собственных смыслов. Конечно, ему в помощь были прекрасные работы актёров театра, создавшие запоминающиеся типажи. Сам Николай Васильевич называл своё бессмертное произведение, высмеивающее нравы российского общества позапрошлого века, «Социальной комедией». «В России всё меняется за 20 лет, и ничего не происходит за 200» — эта формула подтверждается гоголевской классикой, талантливо представленной на орловской сцене.
Немую сцену наполнили словами Гоголя
Финал постановки оказался во многом неожиданным. Привычную с детства немую сцену, венчающую произведение, Доронин решил новаторски доработать. Кстати, сам Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Но режиссёр пошёл дальше классика. Почувствовалось, что зал даже напрягся, когда городничий (блестящий, взрывной Альберт Мальцев), внимательно вглядываясь в зрителей, яростно произнёс: «Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц и больше ничего». Смелое решение, учитывая, что Гоголь так высмеивал коррумпированное российское чиновничество. Подумалось, что такое обращение логично было бы адресовать стоящим на сцене ляпкиным-тяпкиным и компании, но, с другой стороны, современные мздоимцы иногда посещают театры. Но ещё более поразительной оказалась заключительная мизансцена. Слуга Хлестакова Осип (тонко, без нажима сыгранный Валерием Лагошей), преобразился в некий имперский символ, одетый в генеральский мундир. Невольно напрашивалась поговорка — «из грязи в князи». Выйдя на авансцену, он произнёс монолог, к слову, никоим образом не относящийся к «Ревизору» — текст был взят из переписки Николая Васильевича с друзьями: «Если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем. Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей». Трудно сказать, ставил ли режиссёр перед собой задачу осовременить классику, или злоба дня оказала своё влияние, тем не менее, такой финал удивил. Возможно, он объясняется тем, что постановка была осуществлена в рамках культурного проекта «Единой России».
Вместо финала
Но, главное, «Ревизор» динамичен, смотрится, музыкальное и сценическое воплощение вызывают только самые восторженные эмоции, как и игра актёров, и в целом весь спектакль. Важно, что постановка заставляет задуматься о многих, действительно важных вещах, и не упрощает, а ставит вопросы перед зрителями о дне сегодняшнем. А по поводу столь неоднозначного финала можно и нужно спорить. За что большое спасибо «Свободному пространству»!
P.S. Андрей Григорьев в роли Хлестакова — отдельное спасибо!
Фото ВКонтакте театр «Свободное пространство»
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.