В Орле на лучшем здании в неорусском стиле предлагают стереть «помаду»
Кто не знает ярко-красное здание Управления Центрального банка России по Орловской области, что на ул. Гостиной?! Пожалуй, нет более яркого архитектурного пятна на карте города Орла. Оказывается, здание должно выглядеть совсем не так, как к тому привыкли все, кто младше 50-ти лет, и рано или поздно его вид будет изменён, а ярко-красные фото станут лишь краеведческим достоянием. Спешим делать фото!
Справка
Здание по адресу: Гостиная, 6 построено по проекту московского архитектора С. К. Родионова для Орловского коммерческого банка в 1897—1899 гг. и занимает целый квартал. Корпус, обращенный фасадом на набережную реки Орлик, закончен в 1900 г. Выполнен в “русском стиле”, является уникальным для гражданского строительства в Орле.
В 1920-1926 гг. в его корпусах размещались губком РКП(б)- ВКП(б) и губком комсомола. Здесь бывали известные деятели партии и государства А. В. Луначарский, И. М. Варейкис, Ю. М. Стеклов и др.
В 1941-1943 гг. здание занимала немецкая тайная полевая полиция (военное гестапо).
В годы Великой Отечественной войны и при частичной реконструкции в 1958 г. здание изменилось. Например, утрачено крыльцо у главного входа и две угловые надстройки – остатки башен со стороны реки над корпусом, выходящим на площадь. Это исказило первоначальный художественный замысел и обеднило общий силуэт. В 70-х здание перекрашено в ярко-красный цвет. В 1988 г. восстановлена шатровая башня на фасаде. Сегодня это памятник истории и архитектуры федерального значения.
Не было бы счастья, да задумали ремонт
Поставить вопрос о возвращении исторического облика памятника истории и архитектуры решили после того, как в конце октября в научно-методический совет по объектам культурного наследия при управлении по госохране объектов культурного наследия обратились представители Центробанка. Они задумали провести ремонт, но, зная, что просто так на объектах культурного наследия это не делается, пришли с вопросом о предмете охраны, дабы понять: что можно трогать и менять, а чего категорически нельзя. Финансисты и не подозревали, что здание уже давно потеряло аутентичность, и что уж если делать ремонт, то надо все утраченное восстановить, поскольку и оно – предмет охраны. Подробности «Орелтаймс» узнал от зампредседателя Центрального Совета ВООПИиК, профессора Среднерусского института управления Виктора Ливцова.
– Виктор Анатольевич, что же должно являться предметом охраны на Гостиной,6 и почему раньше «не охранялось»?
– Начну с того, что это здание, вернее, комплекс зданий, – лучшее в Орле строение в неорусском стиле. Его можно назвать шедевром.
В основном, утраты произошли во время и после войны. Теперь настало время восстановить потерянное: крыльцо, башни, убрать фонарь с окнами казарменного вида, построенный для освещения, воссоздать металлический щепец на крыше – изначально ведь там были два грифона, «чешую», которая должна идти от большего размера (внизу) к меньшему, а не быть одинаковой, и так далее. Кстати, старая «чешуя» была снята и отдана в Краеведческий музей – можно посмотреть, если только ее сохранили.
Ну и самое главное – вернуть комплексу аутентичный внешний вид – серо-желтый, цвет камня, из которого он построен.
– А когда он стал красным и почему? Честно говоря, когда я узнала, что в нем располагалось гестапо, оно у меня всегда ассоциировалось с кровью.
– А у меня – с нарочито яркой губной помадой, которой пользуются легкомысленные дамы. Это произошло в 70-х, когда в Москве было принято решение затонировать красным Кремль – он ведь тоже не был таким, как сейчас, пожилые люди его помнят разноцветным, большей частью – белым. В те годы даже Зимний дворец перекрасили в красный… Наша местная власть посмотрела на это и приняла аналогичное решение, хотя ВООПИиК выступал категорически против. В результате на десятилетия испортили всю площадь. Она оказалась, словно с яркими губами. Более того, «помадой» измазали не какую-то часть, а буквально все, из-за чего визуально утрачены элементы, подчеркивающие особенности русского стиля. Это особенно заметно на той части комплекса, которая выходит на набережную.
К слову сказать, красный цвет на домах – не по-русски. Это не цвет революции, как многие считают. Абсолютно казарменная традиция, которую ввел Павел I для казарм, полицейских участков да жандармских управлений. И советские архитекторы, искусствоведы в свое время настояли на возвращении Зимнему дворцу тех оттенков, в которых он был выполнен изначально. Кремль же оставили затонированным, и мы его уже иначе не воспринимаем.
Ну а нашему банку надо вернуть прежний вид, тем более что он расположен на лучшей площади Орла, в рамках средневекового города в границах Малого острога, орловской крепости. Это визитная карточка нашего города. И нынешний вид здания портит ее, оно ведь не стоит отдельно.
– Вы думаете, что Центробанк на это пойдет?
– Речь идёт о федеральном бюджете, не местном. Если можно находить деньги и строить небоскребы, покрывать в банках полы природным камнем, то уж одно-единственное здание в Орле, думаю, можно привести в порядок и сделать горожанам хороший подарок, отчего уважение к организации только возрастет. Тем более что затратным здесь является только строительство двух башен. Что же касается освобождения от «помады», то за пару недель это может сделать один человек с помощью скипидара и шлифовальной машинки.
– Определить предмет охраны – дорогое удовольствие?
– Смотря что решат в Центробанке. Я готов все сформулировать совершенно бесплатно. Но если это не устроит финансистов, можно найти московского или питерского специалиста, и он это сделает за какие-то деньги.
– Почему же так долго все молчали? Ведь Управление Центробанка не первый год что-либо ремонтирует в своем здании?
– Во-первых, не было такого закона об охране культурного наследия, какой есть сейчас, во-вторых, власть не уделяла этому должного внимания. В-третьих, к самому стилю, в котором исполнен комплекс, относились с пренебрежением. Да что лукавить – русские традиции вообще не были в почете. Классикой считался классицизм и барокко. А русский стиль уничижительно называли «а ля рюс», как нечто незначительное. Теперь он признан выдающимся со всеми вытекающими из этого последствиями.
– Вот вы сказали про сплошную закраску стен, но ведь это беда не только Гостиной,6, но и других старых зданий. Тот же дом купца Серебрянникова на Комсомольской, который, наконец, взялись ремонтировать, – там ведь тоже многие декоративные элементы просто замазаны, только не красной, а ярко-бирюзовой краской…
– Да, и это неправильно, и мы об этом уже сказали подрядчику. Он принял во внимание наши рекомендации.
Но вы правы: проблема общая. Вот, к примеру, здание Северного банка на ул. Ленина, что с часами. Вы знаете о том, что у него есть изумрудные пилоны из глазурованного кирпича, которые переливались на солнце, придавая зданию особый шик? Однако во время ремонтных работ строители просто замазали их зеленой краской, извините, как в туалете. Конечно, надо восстанавливать прежний вид!
– Как вы считаете, когда можно ожидать изменений на Гостиной,6?
– В любом случае они произойдут. Рано или поздно. Думаю, максимум, через год.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.