Далеко ль Орлу до транспортного коллапса?
Долги МУП ТТП за электроэнергию и страховые взносы – 110 млн рублей. Энергетики уже давно отключили резервное питание предприятия. Малейшая авария на основных линиях остановит трамваи и троллейбусы. Но, похоже, областных и городских чиновников это обстоятельство не особо напрягает. Дальше разговоров дело не идёт.
В шаге от банкротства
О проблемах предприятия его директор Александр Коровин говорит давно, но воз и ныне там. По-видимому, проблемы в ТТП, и правда, стали общим местом, почти правилом. Очередное эмоциональное выступление руководителя МУП на последней сессии Орловского горсовета не очень-то впечатлило ни народных избранников – кто разговаривал, кто зевал, а кто ковырял в носу, ни чиновников, в очередной раз пообещавших разобраться.
Но ситуация на предприятии, действительно, аховая. ТТП – в шаге от банкротства. Счета заблокированы. Масса трамваев и троллейбусов стоит под забором, так как не на что купить запчасти, а для ремонта нужно почти 12 млн рублей. Сотрудники бегут с предприятия из-за низкой зарплаты.
На сегодняшний день предприятие только Орловскому энергосбыту должно 55,9 млн рублей.
В ноябре этого года горадминистрация направила обращение в ООО «Орловский энергосбыт», в котором обещала принять необходимые меры для погашения этой задолженности. До полного погашения долгов на объектах введён режим пониженной надёжности схемы энергопотребления – отключено резервное питание. Что это значит? Всё просто: если на основных линиях возникнет аварийная ситуация (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо), то это грозит остановкой электротранспорта. Ждём?
Область и город долги не отдают
При этом у ТТП есть свои должники с куда большими суммами. Общая задолженность области и города перед МУП – 345 млн рублей. Эти деньги – не выплаченная межтарифная разница по льготным поездкам. То есть Коровин — на самом деле богач. Однако с пустыми карманами.
Динамика долгов впечатляет. В 2014 году было продано 18 182 билетов, перевезено почти 8 млн пассажиров. Сумма, которую должна была отдать региональная власть, составляла 51 млн, отдали – 30 млн.
В 2015 году продано уже 207 тыс. билетов, а вот поездки начали падать. Совпало это с введением электронного билета. Тем не менее, власти должны были заплатить 32 млн рублей, отдали – 27.
В 2016 году продано 249 тыс. билетов, а поездок – 5,5 млн. Денег должны были отдать 46 млн рублей, выплатили 21 миллион.
В 2017 году продано 317 тыс. билетов, а поездок всего 4 млн. Должны были отдать 47 млн, выплатили – 12 миллионов.
За 10 месяцев этого года продано 124 тыс. билетов, ежемесячная выплата области составляет 800 тыс. рублей.
Парадокс: продажи билетов растут – количество поездок падает. По словам руководителя МУП, валидаторы, который считывают поездки по электронным проездным, часто не срабатывают.
– Сегодня себестоимость поездки – 21 руб. 96 коп. Если проводить ремонт и добавить сотрудникам зарплату, то себестоимость станет 23 руб. 59 коп., – пояснил Александр Коровин. – Мы трудно шли к тому, чтобы электронный билет стоил 17 рублей. Но городская власть, не согласовав это с предприятием, установила льготный тариф 12 рублей. Предприятие фактически получает менее 11 рублей с одной поездки.
По словам Коровина, поездка может стоить хоть один рубль – ему всё равно, но область и город должны покрывать тарифную разницу! А они этого не делают.
Водители и кондукторы бегут из ТТП
При этом в других городах ситуация с муниципальным транспортом, который также «сидит» на дотациях региональных и городских бюджетов, несколько иная.
Ивановскому транспортному предприятию областной бюджет даёт 21 млн, городской – 12 млн рублей ежемесячно. Зарплата у водителей – 26 тыс. рублей, кондукторов – 17 тыс. руб.
Курским транспортникам ежемесячно из областного и городского бюджетов перечисляется 15 млн. Зарплата водителей – 20 тыс. руб., кондукторов – 14 тыс. руб.
Калужскому предприятию из облбюджета перечисляется 30 млн руб, из городского – 2,5 млн в месяц. Водители получают 37 тыс. руб., кондукторы – 15 тыс. рублей.
Орловскому ТТП горбюджет даёт два млн рублей ежемесячно, областной – 860 тыс. рублей. Зарплата водителей – 15 тысяч, кондукторов –11 тысяч.
– Водители и кондукторы бегут с предприятия, – сетует Коровин. – Я в этом году выучил шесть ребят на водителей, а они вернули деньги за обучение и уехали работать в Москву. В плановом отделе можно держать вместо четырёх человек – двух, в техотделе вместо шести – одного. Но в цехах, где идёт живая ответственная работа, я не могу сокращать людей!
По словам Коровина, он не против частника, но надо определить, сколько этого частника нужно, чтобы закрывать маршруты там, где муниципального транспорта недостаточно. Никак не избежать и решения вопроса по тарифной политике. При такой себестоимости поездки не может быть такой цены за билет. Опять же, есть нелегальные перевозчики, и эту проблему никто не решает…
На сессии Орловского горсовета, состоявшейся в минувший четверг, прийти к чему-то конкретному не удалось. Решили созвать расширенное совещание по проблемам ТТП. Тем временем долги предприятия растут…
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.