Грязь из-под колёс подаренного Клычкову Genesis G90 долетела до Москвы
В распоряжении ОрелТаймс оказались документы и аудиозаписи по одному из самых резонансных дел последних лет, которые грозят большим скандалом федерального уровня. В его центре – 2086 га «золотой пашни», переданный Клычкову (правительству Орловской области) Genesis G90 и утраченные активы АО «Щёлково Агрохим».
В разрезе собственного расследования ОрелТаймс интересует ОПХ «Орловское», продажа им 2086 га «золотой пашни» и громкие имена.
АО «Щёлково агрохим» vs топ-менеджмент ОПХ «Орловское»
Как-то совершенно незаметно в регионе рассматривается одно из самых резонансных дел последних 5 лет в отношении топ-менеджмента ОПХ «Орловское»: Сергея Трубчанинова и Магомеда Чадаева. Их обвиняют в рейдерском захвате 2086 га земли предприятия и мошенничестве. Ещё один участник уголовного дела, который до 1 сентября проходил свидетелем, — предприниматель Леонид Шуруев (как пока ещё собственник права аренды этих федеральных гектаров).
На противоположной стороне баррикад — одно из крупнейших предприятий России АО «Щёлково Агрохим» Салиса Каракотова. Общество построило на спорной земле в Орловской области семеноводческий комплекс «Бетагран семена».
Быстрого разрешения спора по земле через арбитраж Орловской области не случилось: АО помешали всплывшие подлинники важных документов, свидетельствующих, что «Щёлково Агрохим» может вовсе и не являться обладателем права аренды 2086 га федеральной земли.
И тогда в ход пошла тяжёлая артиллерия. 15 апреля правительство Орловской области по договору дарения, как пишет FLB, получает от АО «Щёлково Агрохим» элитную иномарку Genesis G90, оценочная стоимость которой выросла с 10,5 до 16 млн рублей. По стечению обстоятельств, в этот же день на топ-менеджмент ОПХ «Орловское» Сергея Трубчанинова и Магомеда Чадаева заводятся уголовные дела.
Сыграли ли во всей этой ситуации какую-то роль «тёплые отношения» АО «Щёлково Агрохим» Салиса Каракотова с региональным правительством, доподлинно неизвестно. Так или иначе, мы имеем следующие исходные факты.
Из истории вопроса
В 2019 году топ-менеджмент ОПХ «Орловское» заключил сделку по продаже компании Салиса Каракотова АО «Щёлково Агрохим» 16-ти объектов недвижимости и права на аренду 2086,2 га земли за 23 млн рублей с целью дальнейшего строительства на базе ОПХ семеноводческого центра «Бетагран Семена».
Однако как объясняет партнёр юрфирмы «Кирьяк и Партнёры» Семён Кирьяк, спустя время, договор купли-продажи был расторгнут из-за того, что переданное имущество не было оплачено со стороны АО «Щёлково Агрохим», и зачёт не был произведён. Не получив денег, топ-менеджмент ОПХ «Орловское» переуступает право аренды на 2086 га земли и 16 объектов недвжимости орловскому фермеру — ИП Шуруеву. Документы подписаны, сделка зарегистрирована в Росреестре.
И началось…
Арбитраж
6 апреля 2022 года АО «Щёлково Агрохим» подаёт иск в арбитраж. Цель одна: вернуть утекающий на глазах земельный актив, на котором достраивается семеноводческий комплекс и по которому должен проходить Западный обход Орла. Позиция Каракотова проста: он купил право аренды и, по его словам, оплатил сделку, и это подтверждает акт взаимозачёта.
Однако другая сторона настаивает: никакого акта не было, деньги не поступали. Более того, топ-менеджмент ОПХ «Орловское» представляет суду оригиналы документов, предположительно подписанные Салисом Каракотовым: распоряжение о расторжении договора купли-продажи, а также протокол общего собрания акционеров по этому поводу. А значит, если Каракотов действительно их подписал, то АО «Щёлково Агрохим» не обладает правом аренды 2086 га земли, ну а семеноводческий комплекс «Бетагран Семена» построен на гектарах, арендатором которых является предприниматель Леонид Шуруев. А вот если он на самом деле не подписывал, то тут явное мошенничество другой стороны.
В общем, казалось бы, обычный спор хозяйствующих бизнес-субъектов, который можно было легко решить в рамках арбитража или через достигнутые сторонами договорённости.
Но «щёлковские», как пишет FLB, поддерживаемые администрацией Орловской области во главе с губернатором Клычковым, пошли по другому пути.
Уголовное дело и Genesis G90
15 апреля одновременно с появлением в гараже правительства Genesis G90 на топ-менеджмент ОПХ «Орловское» Сергея Трубчанинова и Магомеда Чадаева заводятся уголовные дела. В рамках уже идущего на тот момент арбитражного процесса оснований для этого фактически нет. И вот почему.
Во-первых, в материалах дела фигурируют документы, явно играющие не в пользу АО «Щёлково Агрохим» (о них мы написали выше). Во-вторых, отсутствует подписанный акт взаимозачёта, на существовании которого настаивает Каракотов. В третьих, нет достаточного числа свидетелей (кроме начальника договорного отдела АО «Щёлково Агрохим»), готовых подтвердить, что этот акт вообще существовал и был подписан.
Так или иначе, «вопреки» или «благодаря» уголовное дело возбуждается. Назначается почерковедческая экспертиза.
Задержание в кабинете следователя
13 июля 2022 года приходят результаты почерковедческой экспертизы. Она устанавливает: подпись Карактова на распоряжение о расторжении договора купли-продажи — подлинная.
В АО «Щёлково Агрохим» с её результатами не соглашаются, и следователь назначает проведение ещё одной экспертизы.
Спустя несколько дней, не дождавшись её результата, 67-летнего Чадаева и Трубчанинова прямо из кабинета следователя отправляют в СИЗО, где они находятся по настоящее время. Результаты второй экспертизы станут известны 11 октября на очередном заседании суда.
Важный акт
Ещё один важный документ, который мог бы сыграть в пользу АО «Щёлково Агрохим» в этом деле, — акт взимозачёта. Он стал бы неопровержимым доказательством того, что оплата за приобретённые активы была произведена. А значит, собственником права аренды на 2086 га федеральной земли является компания Салиса Карактова.
Но акта нет. По заявлению Каракотова, он был похищен из сейфа при увольнении Чадаева.
Следствие требует свидетелей.
Где свидетель?
Свидетелем могла бы стать ранее уволенная из ОПХ «Орловское» главный бухгалтер Захарова, как ответственное за все финансовые расчёты лицо. Кроме того, только у неё хранятся ключи от сейфа. Вот именно к ней, как сообщила ОрелТаймс сама Захарова, и обращаются «за помощью» доверенное лицо Каракотова и его адвокат.
После череды звонков стороны договариваются о встрече, на которой Захаровой, по её словам, передаётся «денежная компенсация» за увольнение и предлагается дальнейшее трудоустройство обратно.
Вот, что звучит на аудиозаписи (имеется в распоряжении ОрелТаймс)
— Один-единственный вопрос. Следователя интересует, подтвердите ли вы в дальнейшем, что из сейфа документы отдавали (коммуникант с мужским голосом)
— Я так понимаю, мне будет задаваться конкретный вопрос: был ли акт взаимозачёта в сейфе? Но его же не было! Там были договора. Акта не было […]. Приехал Каракотов, начал спрашивать про этот акт взаимозачёта. Но его же по факту не было (Захарова).
— Я полагаю, что Чадаев, заранее зная, что его уволят, выкрал все эти документы (коммуникант с мужским голосом)
Впрочем, к следователю по делу «Чадаева-Трубчанинова» Захарова не идёт, а передаёт запись в Следственный отдел по Заводскому району Орла. Начинаются процессуальные действия.
В объяснении (имеется в распоряжении ОрелТаймс) Захарова указывает, что она сделала вид, что согласилась на предложенные доверенными лицами Каракотова условия «с целью избежания возможных угроз и насилия».
«[…], после моего вопроса [доверенному лицу Карактова]: «От меня что-то требуется?» он ответил: «Правда, больше ничего не требуется». Я сказала: «Правда — это два договора». Он сказал, что по этому поводу нужно разговаривать с адвокатом, он меня проинструктирует по поводу того, что я должна сказать на допросе. Адвокат сообщил, что я должна сказать следователю, что Чадаев вынес из организации все документы, а по поводу соглашения о взаимозачёте я должна сказать, что оно было», — сказано в её объяснении.
Эта аудиозапись была отправлена на лингвистическую экспертизу (имеется в распоряжении редакции). Она показала: «все озвученные в тексте побуждения сводятся к тому, чтобы коммуникант с женским голосом дала согласованные со словами двух других лиц показания о наличии Акта в сейфе».
К слову…интригующие «переговоры» на фоне происходящих событий
Единственным человеком, который всё это время разгуливал на свободе в качестве свидетеля, оставался орловский фермер Леонид Шуруев, тогда ещё добросовестный покупатель права аренды на 2086 га ОПХ «Орловское».
Шуруев от участия в следственных мероприятиях не отказывался. Являлся на допросы.
Пока Трубчанинов и Чадаев сидят в СИЗО, предпринимателю настойчиво названивает, как он сам заявил ОрелТаймс, начальник ОЭБ и ПК ОМВД России по Орловскому району.
— Я нахожусь на уборке, зачем вы названиваете моим родителям? (Шуруев)
— Так тебе надо идти к следачке! (коммуникант с мужским голосом)
— Я у неё был два раза, я же объяснил, я на уборке! (Шуруев)
— Откуда мы знаем, может ты уже где-то там лежишь […]. У тебя привод! Сегодня такую фигню подняли! Мне начальник… говорит: делай, что хочешь, но он должен быть у следователя. А его непосредственно генерал спрашивает – ему эти москвичи там названивают! Мы каждую неделю ездим отчитываемся. Тебе надо приехать! […]. Мне сейчас будем ориентировки давать на твою машину. Ещё говорят, нужно посмотреть твои штрафы и задержать. Я говорю, так он же свидетель! Я тебе говорю, как оно есть. Если ты не приедешь, нам придётся тебя искать. (коммуникант с мужским голосом)
— Приеду. Обязательно. Я же объяснил. Буду на следующей неделе. (Шуруев)
— На какой на следующей?! […]. У тебя остались только очные ставки с Чадаевым и Трубчаниновым. Ты выступаешь как добросовестный покупатель. А когда Трубчанинова и Чадаева осудят по 159-й статье, ты будешь ещё и потерпевшим. (коммуникант с мужским голосом)
— Скажи, а губер тут причём? (Шуруев)
— А губер […] Сюда же приезжал этот из «Щёлково Агрохим» […]. Москвичи жалуются постоянно. (коммуникант с мужским голосом)
— А ты думаешь, что москвичи занесли туда? (Шуруев)
— Я ничего не думаю. Но ты представляешь, это организация какая, «Щёлково Агрохим»?! Там миллиарды! Не знаю, какие там вопросы, это их вопросы. Тебе в любом случае нужно приехать! (коммуникант с мужским голосом)
Москва, по ком звучат твои колокола?
1 сентября 2022 года следователь делает уведомление о предъявлении обвинения в отношении Леонида Шуруева. Ещё через день выпускается постановление о его розыске. Так Шуруев перекочевал из свидетеля в обвиняемые.
Магомед Чадаев, в свою очередь, написал ряд обращений: в УФСБ России, Генпрокуратуру, Администрацию Президента с просьбой «вмешаться в коррупционную ситуацию, возникшую в Орловской области, прямое отношение к которой имеет Губернатор региона Клычков А.Е». (текст обращения имеется в распоряжении ОрелТаймс).
На фоне происходящих событий, пишет FLB, «правоохранительные органы заинтересовались неким фондом, в который, как они считают, «падали» весьма серьёзные суммы (в качестве благотворительности, конечно) от «щёлковских», а также тем, кто был конечным распорядителем этих сумм (формальным или неформальным)».
11 октября состоится очередное заседание суда. На нём будут озвучены очень важные результаты второй почерковедческой экспертизы. Если она установит подлинность подписи учредителя АО «Щелково Агрохим» Салиса Каракотова на распоряжении о расторжении договора купли-продажи и собрании акционеров, арбитражное и уголовное дела развалятся на глазах. Право на аренду 2086 га земли, на которой построен семеноводческий комплекс «Бетагран Семена» и по которой должен проходить Западный обход Орла, останется у ИП Шуруева.
Впрочем, как совершенно очевидно после обращений Чадаева к федеральным структурам, процесс на этом не остановится. ОрелТаймс будет следить за развитием событий.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.