Интервью с депутатом Государственной Думы Ольгой Пилипенко
Приветствую всех! Сегодня очередной подкаст “Голосовые сообщения” и у нас в гостях депутат Госдумы, в недавнем прошлом ректор ОГУ им. И.С. Тургенева Ольга Васильевна Пилипенко
– Ольга Васильевна, начну с вопроса, волнующего многих – ЕГЭ будет?
– Будет, в этом году будет.
– А как поменяется формат?
- Пока планируют проводить в том же формате, в котором был, также в базовых точках – центрах, но задания по ЕГЭ этого года будут выложены в открытой сети в интернете. Рособрнадзор планирует выложить задания заранее, чтобы люди могли подготовиться и сориентироваться. Для 9 класса итоговая государственная аттестация будут проходить в тех школах, где они учатся.
– Что поменяется в этом году в процедуре подачи документов в вузы?
– Всё документы будут подаваться через электронные средства, через почту. Вузы создают на своих сайтах кабинеты абитуриентов, приёмной комиссии. 53 вуза буду работать напрямую с сервером “поступай онлайн” , все остальные через свои сайты, но информация госданных и на государственных сайтах будет доступна всем вузам через единую информационную систему. Далее подлинник аттестата абитуриент может представить в течение года. Планируется начать учебный год 1 сентября, но сроки сдачи ЕГЭ намечены ориентировочно на 8-е число. В правилах приёма будет записано, что подача документов осуществляется через 2 недели. Дальше будут изменены правила сдачи внутренних экзаменов. Они могут приниматься либо дистанционно, либо могут быть отменены, или практические части заменят на теоретические.
– Опыт дистанционного обучения – успешный или нет? Может ли он стать общей практикой после снятия ограничительных мер?
– Всеобщий переход на дистанционное образование, я считаю, надо исключить. Обучение – это процесс не только получения знаний, но и воспитания, привитие культуры. Здесь обязательно необходим контакт с людьми, которые могут передать свой опыт. Дистанционные дисциплины имеют право на жизнь, но получать практические знания, навыки необходимо в общении с педагогами.
– Есть ли перспективы для расширения курса информатики в школах?
– Я считаю правильным введением хотя бы основ компьютерной грамотности уже в младших классах.
– Давайте взглянем на ЕГЭ как таковой: прошло почти 20 лет с начала его введения. А споры о его целесообразности всё не утихают. Есть ли вероятность, что страна вернётся к внутренним школьным и вузовским вступительным экзаменам? Или же, напротив, всё идёт к ещё большей стандартизации?
– Я бы предоставила право выбора: оставить систему ЕГЭ и дать возможность сдавать вступительные экзамены в вузах. ЕГЭ сегодня является единственным инструментом, который позволяет школьникам из удалённых регионов выбирать вуз и не тратить средства и силы для передвижения по стране.
– Какие меры предпринимаются для того, чтобы школьная программа не сводилась к натаскиванию на формат ЕГЭ?
– У нас 11 класс превращается в школах полностью в подготовку к ЕГЭ. Также вводятся проверочные работы на всех уровнях образования в любом классе. Нужно ли такое количество проверочных работ? Сомневаюсь…Любой тест, любой экзамен вообще-то это проверка, что остаётся после того, когда мы забываем чему нас учили. Задания единого государственного экзамена должны быть нацелены на практическое применение в будущем тех знаний, которые получил человек и в школе, и в вузе. Я считаю, что подходы к проведению таких проверочных работ надо менять.
– Инструкция к ЕГЭ гласит: “каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы». Если это так, то почему почти 80% учеников занимаются с репетиторами?
– Первая проблема – в едином подходе, в единых учебниках, которые рекомендуется использовать. Учебники, в том числе и электронные, по которым учатся школьники, должны максимально соответствовать заданиям. Возникает несогласованность методик обучения и подготовки. Затем, необходима подготовка учителей и членов комиссии, которые проверяют и организовывают итоговые экзамены. Порой не каждый учитель может ответить на вопросы ЕГЭ. И ещё – все задания в государственных экзаменах должны быть доступны школьникам.
– Часто когда сравнивают современную российскую и советскую системы образования, рассуждают в категориях обширной культурной базы. Как в школах избежать поверхностности в знаниях?
– Нужно не сравнивать с тем, что было, а ставить индикаторы – как должно быть. Весь мир сейчас быстро меняется. Мы за 100 лет от лампочки Ильича пришли не просто к персональным компьютерам, мы пришли к базам знаний, мы пришли к роботам, искусственному интеллекту. Тем не менее, воспитательная роль учителя должна присутствовать в процессе обучения. Сейчас готовится новый национальный проект, связанный с развитием патриотизма, но в первую очередь нацеленный на воспитательные моменты. Каждый педагог должен быть личным примером: прививать культуру, воспитывать стремление человека к знаниям, к труду, уважению к старшим, к своей истории, семье. Это важный момент, он необходим на всех уровнях образования от яслей до докторантур.
– Московская сборная на Всероссийской олимпиаде школьников в 2019 году составляла около 50% участников, а доля московских школьников среди победителей и призеров превысила 60%. Как бороться с региональным образовательным неравенством?
– Москва – это 12 миллионов, постоянно проживающих. Отсюда следует та пропорция, о которой вы сказали. При этом, зарплата учителей и педагогов в вузах должна быть одинаковая по всей стране и нормирование должно быть одинаковым для всех регионов, что позволит приобретать современное оборудование. Это государственная задача.
– Бесконечный поток абитуриентов со всей страны стремится в столичные вузы. Поступить в них становится всё сложнее. По какому пути в развитии вузов идти в регионах?
– Любой человек имеет право выбора. Но остаточный принцип: ” я останусь в своём регионе, только потому, что в Москве все места заняты”, – неприемлем. Конечно, областные вузы должны иметь более серьёзную базу. Однако замечу, что у нас много сильных региональных вузов, которые обеспечивают качественное образование. Но неизбежно встаёт потом вопрос перед студентом, а где дальше работать? Если в области есть предприятия, тогда абитуриенту выгодно оставаться в своём регионе. Кстати, президент дал поручение, чтобы развивались научные школы в регионах, поднималась материальная база. Сейчас эти механизмы есть.
– Какие Вы видите минусы образования в РФ и как их исправить?
– Я считаю одним из главных минусов – это возможность интеграции образования, науки, конкретного производства. В последнее время мы сильно проваливаемся по естественнонаучным дисциплинам. Должно быть увеличено количество часов, для изучения математики, физики, химии, биологии. Это связано с возможностью продвигать в дальнейшем науку. Большое количество домашних заданий, проверочных работ, в том числе курсовые проекты, наоборот, создаёт жёсткие рамки развития творчества. Должны быть созданы условия для творческого проявления каждой личности. К примеру, школьники Южной Кореи, учатся с 9 утра до 6 вечера, проходя углубленное изучение предметов и ничего страшного в этом нет. У нас много возможностей дополнительного образования: различные кружки, спортивные секции – это хорошо. Но надо сделать это всё-таки единой системой.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.