Орловцам дают год на раздумье – нужна ли им электронная трудовая книжка?
Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном, чтении поправки в Трудовой кодекс, а также ряд других законов, которые предусматривают введение электронных трудовых книжек. Закон вступил в силу с 1 января 2020 года и затронул около 60 млн работников.
Молчание – не знак согласия
Для того чтобы понять, хотите ли вы иметь электронный вариант своей трудовой или же предпочитаете хранение бумажного носителя в отделе кадров, есть год — работодатель будет ждать вашего заявления до 31 декабря 2020 года. Если своё желание перевести данные о рабочей деятельности в электронный формат вы так и не озвучите, работодатель будет вести вашу трудовую историю в стандартном бумажном варианте.
Поменять своё решение и перейти на электронные трудовые книжки вы можете в любой момент.
Назад к бумаге не вернуться
Что касается тех, кто согласился с электронной формой трудовой, обратный путь в бумажную эпоху не предусмотрен, а трудовая книжка будет выдана на руки. Новичкам трудового фронта (тем, кто начнет работать после 31 декабря 2020 года) сразу заведут электронный аналог книжки.
Все сведения будут стекаться в информационную систему Пенсионного фонда.
Согласно новым поправкам, работодатель должен будет раз в месяц обновлять информацию по своему работнику — не позднее 15-го числа каждого месяца.
Теперь всё под вашим контролем
Электронная трудовая даёт возможность в любой момент заглянуть в неё (в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда) и посмотреть, что же там написано, нет ли ошибок. Если есть – пишите заявление работодателю, он исправит.
Как отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин, для работников появление электронных трудовых книжек «сведет к минимуму риски потери сведений и освободит их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о трудовом стаже».
Вероятно, это преимущество оценят люди старшего поколения, которым для оформления пенсии приходилось восстанавливать трудовую биографию из-за потери документов. К тому же электронный документ исключает такое неприятное развитие ситуации, когда работодатель отказывается выдавать трудовую книжку в ответ на желание сотрудника сменить место работы.
Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков считает, что электронный аналог значительно упростит жизнь как работников, так и работодателей.
Создание дополнительной базы данных поможет упростить социальную политику: правительству станет проще рассчитывать пенсию и другие социальные выплаты, да и контроль за теневой сферой выйдет на качественно новый уровень — обмануть единый реестр будет невозможно. Гражданам станет ещё проще получать необходимые выписки в цифровом формате, не говоря уже об отсутствии головной боли, связанной с хранением физического носителя.
Риски потерять сводятся к нулю
Закономерный вопрос граждан: а что будет, если система даст сбой и данные слетят? Уверять, что такого случиться не может, никто не станет. Всякое может быть. Но всё равно риск потери данных присутствует всегда, даже когда трудовая книжка хранится у работника дома или в отделе кадров – поясняет эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС.
Кстати, получить сведения о своих трудовых буднях в бумажном или электронном виде можно будет несколькими способами: у своего последнего работодателя, через МФЦ, в Пенсионном фонде и через Единый портал госуслуг.
Кто заплатит за переход на новый формат?
Для работника – сплошная экономия. А для работодателя небольшие расходы всё же предвидятся, ведь ведение электронных трудовых книжек тоже стоит денег. Например, предоставление электронных справок в тот же самый Пенсионный фонд требует наличия специального работника, который заполняет эти электронные формы. Поэтому освободиться полностью от затрат на ведение трудовых книжек не получится.
Переходный период рискует стать весьма болезненным: могут возникнуть ошибки при оцифровке данных, ведь долгое время учёт вёлся от руки, а это огромные объёмы информации. К тому же существует риск «утечки» данных, если оцифровкой будут заниматься недобросовестные сотрудники. Впрочем, еще в мае Пенсионный фонд отчитался: оцифровали все трудовые книжки россиян. Остается надеяться, что действительно все и без ошибок.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.