Советник орловского губернатора выписал Соловью-разбойнику индульгенцию
Советник губернатора по СМИ Сергей Лежнев грудью стал на защиту главного новогоднего символа Орловщины – Соловья-разбойника.
Мол, негоже, вам орловцы да всяко-разные «цепные псы демократии» порочить честное имя Соловья по фамилии Разбойник. «Обидеть может каждый, а вот защитить…», – подумал Сергей Лежнев и сел за опус в двух частях. А в этот момент где-то тихо всплакнули «Граждане Орла», пенсионеры и борцы за сквер Ермолова, коим не посчастливилось столкнуться с подобным милосердием и благородством души.
Часть первая «Былинно-ретроспективная»
«Думаю, если бы наш заявленный как новогодний персонаж по имени Соловей и по фамилии Разбойник прочитал бы орловские СМИ, телеграмканалы, да социальные сети, он изрядно призадумался бы, столько «знатоков» фольклора да любителей ужастиков нас окружает», – присаживаясь за гусли, начинает Сергей Лежнев.
Но вот незадача: далее советник отчего то нисходит до уровня упомянутых им же «знатоков» фольклора и представляет общественности иную версию происхождения старинного Соловьиного рода с иным построением его территориально-генеалогического древа. Мол, не так и плох был наш герой, имел жену и детей и даже своё «гнездо», аккурат как Михаил Васильевич Вдовин. Ну а то, что фулиганил и бесчинствовал – так это всё от того, что не стал Великому князю подчиняться. А уж после знаменитого побоища с Илюшей, (которому, к слову, Сергей Лежнев не так симпатизирует, как Соловью) «отмотав» срок во владимирском «централе», и вовсе становится на пусть исправления: своим знаменитым свистом помогает Князю в неравной борьбе с лиходейским полчищем и спасает Киевскую Русь. Илюша, оценив ратные старания экс-визави, отпускает Соловушку на волю-вольную, взяв с него «подписку о невыезде».
«Уж нет давно Соловья, как нет и лихого его современника Ильи Муромца. Но, по всем канонам пиара одна негативная новость всегда превосходит десять позитивных. Так и слава Соловья-победителя нашествия на Киев померкла перед славой его разбойничьих проделок. Несправедливо? Да. Но кто из всех нас не познал несправедливости?», – трынь, продолжают напевать гусли Сергея Лежнева. Ему то о пиаре и справедливости, как никому известно.
Часть вторая: филологическая и эволюционная
В общем, советник нашего губернатора совершенно не отрицает, что Разбойник – это от того, что разбойничал. Но вот как? Оказывается, что он в общем-то не то, чтобы из криминальных авторитетов, а скорее «из забияк», квас делать умеет, ягодами угощает, да и кого он вообще, собственно говоря, грабил? «От вопроса кого он обижал часто зависит трактовка личности героя. Помните легенды про Робин Гуда или повесть про Дубровского? Здесь филологи предпочитают не проводить ассоциаций с Уголовным Кодексом. Достоинства этой личности: смелость; отвага; лидерские качества; твердость характера; целеустремленность и настойчивость», – пишет советник. Как сказали бы психологи: «мышление латентного уголовника».
В общем, продолжает Сергей Лежнев, наш пращур того самого Соловья и его полный тёска нынешний символ орловского Нового года – человек уже совершенно иной. Добрый, отзывчивый и безо всяких генетических предрасположенностей.
«В Новый год – он незаменимый друг орловских детишек и взрослых, которые должны верить, что добро всегда побеждает зло, а судить людей надо не по именам, а по их поступкам и добрым делам. Как говорится, дайте человеку шанс исправиться, и он ответит вам добром, радостью и участием», – выдаёт последний гуслярский аккорд Сергей Лежнев.
А правда где?
Как ни свисти, а ясно лишь одно. Былин про Соловья–разбойника действительно огромное множество и ту, что презентовал Сергей Лежнев, действительно имеет место быть. Говорить доподлинно о его происхождении ни один историк или знаток фольклора не возьмётся, свечку, как говорится, не держали. Да и кому надо погружаться в столь изысканное и углубленное изучение данного вопроса?
В русской ментальности, в орловской, в частности, сложился стоический архетип Соловья: разбойник, грабил, свистом убивал, на дорогах бесчинствовал. Даже, если история и терпит сослагательное наклонение, зачем в качестве основного героя выбирать именно его? Почему бы не сделать основным лицом новогодних праздников персонажа с устойчиво- положительным ментальным набором характеристик, да хоть того же Илью Муромца? И к дубам прямое отношение имеет и на картинках бы хорошо получался.
Возможно, не так фотогенично выглядел бы сам советник на фоне богатыря, а здесь – даже некоторое сходство прослеживается.
В общем, факт есть факт: главному новогоднему символу быть, мёд-пиво пить, чтоб по усам текло, а рот не попало.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.