В Орловской области в год убивают свыше 1 тысячи неродившихся детей
В Орловской области в 2022 году женщины сделали 1484 абортов. При этом родилось всего 4973 ребёнка. То есть число абортов составило почти треть от количества родов.
За 9 месяцев текущего года орловчанки прервали беременность в 1016 случаях.
Позитива не наблюдается
В Департаменте здравоохранения Орловской области привели следующую статистику по количеству прерывания беременности по желанию женщины: в 2018 году — 2239 случаев, 2019 – 2216, 2020 – 1881, 2021 – 1557. На первый взгляд, число абортов в регионе ежегодно уменьшается. Однако на фоне резкого снижения рождаемости эти цифры уже не смотрятся столь позитивно.
Процедура прерывания беременности осуществляется медицинскими организациями, которые имеют лицензию по акушерству (искусственному прерыванию беременности). Таких подведомственных депздраву медучреждений в регионе — 10. Корреспондент ОрелТаймс Екатерина Козлова побеседовала со специалистами женской консультации Советского района города Орла, где есть хирургический кабинет, в котором медики прерывают беременность по полису ОМС, то есть бесплатно.
По словам заведующей женской консультации Натальи Цебревой, в 2022 году на учёт по беременности стали 288 женщин, в этом году — 263. За 9 месяцев 2022 года медики хирургического кабинета провели 92 процедуры прерывания беременности, за истекший период текущего года — 80. Пятеро женщин изменили своё решение в пользу родов.
«Это общая заслуга врача акушера-гинеколога, медицинского психолога, социального работника и психолога из общественной организации, которая работает под эгидой орловской епархии», — рассказала Наталья Цебрева.
За прошедшие 9 месяцев аборт сделали две пациентки до 19 лет, остальные женщины — повторно беременные. Чаще всего аборт делали орловчанки в возрасте 30 — 34 года — 21. Только одна женщина прервала беременность после 45 лет.
70% материально обеспеченных женщин идут на аборт
Большинство пациенток хирургического кабинета — состоявшиеся в профессии женщины, у которых с материальной точки зрения всё хорошо.
«Таких пациентов – процентов 70. Они, как правило, считают, что, имея уже одного-двух детей, должны предоставить им всё лучшее: престижное образование, квартиру и т.д.», — говорит Наталья Цебрева.
Вместе с тем, по словам медицинского психолога Ольги Плаховой, всё же основной причиной, по которой женщина идёт на аборт, является то, что зачастую она остаётся один на один с детьми, заботами, бытом.
«Даже при наличии мужа женщина часто одинока в решении многих проблем. Мужья, как правило, целыми днями на работе или находятся на заработках вахтовым методом. Поддержки рядом нет, поэтому другого выхода, как аборт, женщина для разрешения ситуации не видит», — рассказала специалист.
Эксперт считает, что суть психологической работы с такой пациенткой не в том,чтобы переубедить, а поговорить с ней О НЕЙ самой, о трудностях, в которых она оказалась.
«Незапланированная беременность — это стресс. А в стрессе у нас преобладает так называемое туннельное мышление, когда мы очень узко смотрим на проблему. Моя задача – помочь женщине выйти из этого туннеля и шире взглянуть на ситуацию», — говорит медик.
В женской консультации Плахова – 14-й год. Она отметила, что в первые годы её работы на аборт шло много девушек. Сейчас это единичные случаи. По словам специалиста, сегодня основная масса пациенток — орловчанки с детьми, а также одинокие.
«Сложным был период, когда объявили частичную мобилизацию, тогда женщины испугались, что останутся без мужчин. Потом всё нормализовалось», — рассказала Ольга Плахова.
Эгоизм берёт верх?
В женской консультации Советского района Орла пациенток консультирует также психолог АНО «Материнское счастье» Ольга Сергеева.
«Моё личное мнение: объективных причин для прерывания беременности — очень маленький процент. В данной ситуации, как правило, женщина руководствуется внутренним эгоизмом — никто ведь не хочет трудностей, выходить из зоны комфорта. То есть на первое место женщина, как правило, ставит своё «Я». Мы проводим анкетирование среди орловчанок, и там есть вопрос: что для вас прерывание беременности? Из 100 только одна пациентка написала, что «это грех» и ещё одна — что «это убийство». Для всех остальных — это медицинская процедура, а кто-то и вовсе уходит от ответа, прикрываясь фразой «мне врач разрешил». В разговоре многие говорят, что сложно финансово. Начинаешь предлагать помощь продуктами, лекарствами и т.д. – отказываются 100 из 100 опрошенных», — говорит психолог.
По её словам, в разговоре специалист всегда прощупывает окружение женщины в поисках значимого для неё человека, который имеет влияние. Сергеева отмечает: если у женщины есть хотя бы один родственник или близкий знакомый, к мнению которого она прислушивается, то, как правило, передумывает делать аборт.
При этом, оба специалиста признались, что самое сложное в работе то, что невозможно просчитать поведение женщины. Иногда в разговоре психологи чувствуют: в данном случае – без вариантов, пациентка категорично настроена на аборт. Однако спустя время эта же женщина возвращается в консультацию, но уже для того, чтобы врач наблюдал её беременность.
«Не все умеют правильно предохраняться»
Специалисты, с которыми удалось поговорить на эту тему, в один голос заявляли, что сегодня большой выбор средств контрацепции для женщин. Популярностью пользуются оральные контрацептивы, на втором месте — внутриматочные лечебные спирали. В аптечной сети можно купить даже спирали для нерожавших женщин.
И всё же женщины идут на аборт. В чём причина?
«Со слов пациентов, средний возраст, в котором они начинают жить половой жизнью, — 14–15 лет. Сейчас девочки рано достигают половой зрелости — в 10–11 лет. И именно в этот период мамам нужно беседовать, объяснять, что преждевременная половая жизнь приводит к нежелательной беременности. Нужно говорить и о методах контрацепции», — говорит Наталья Цебрева.
Однако тема секса и контрацепции по сей день в разговоре с детьми считается зачастую стыдной, немало родителей, которые испытывают неловкость при таких разговорах. И вот тут-то на помощь девочкам и девушкам должны прийти детские гинекологи.
Однако и со взрослыми не всё так просто.
«Не все женщины умеют правильно предохраняться», — неожиданно заявила Наталья Цебрева.
Но разве не задача гинекологов объяснять, как правильно это делать? подбирать подходящий для конкретной женщины метод контрацепции и т.д.? Есть же, например, у нас в регионе курсы для будущих родителей… И раз проблема абортов настолько остра, может, стоило бы ввести аналогичные курсы?
«Аборт как метод контрацепции»
Есть ещё один важный момент в проблеме абортов, который не затрагивает медицина. По словам настоятеля орловского храма в честь святителя Николая Мирликийского иерея Дионисия Костомарова фон Дитц, — это трагедия самой женщины.
«Она оставляет глубочайший след на всю жизнь. Немало женщин, которые, сделав один аборт, год от года исповедываются в содеянном, не могут забыть, и это их гложет, не даёт покоя. То есть женщина саму себя не может простить за совершённое», — говорит священник.
Он напомнил, что церковь выступает против абортов, поскольку это всегда прерывание жизни. При этом, по словам отца Дионисия, огромной базовой проблемой в нашем обществе является то, что аборт воспринимается как своеобразный метод контрацепции.
«Это наследие советского периода, когда женщина могла за свою жизнь сделать и 10, и 20 абортов. И это, мне кажется, ещё глубоко сидит в нашем обществе. Вот тут непаханное поле для просветительской работы!», — убеждён священник.
Он признаёт, что важной поддержкой для женщин являются беседы с психологами в женской консультации. В то же время, по его словам, в обществе низкий процент доверия к общественным институтам, организациям, государству в целом.
«Зачастую фраза: “Мы вас поддержим” встречает негатив, мол, знаю я вас, сейчас мне булку хлеба соберёте, а мне ребёнка потом в школу собирать, обувать-одевать, телефон ему покупать…”. Мне кажется, что какой-то единый ответ на всё это сложно найти, потому что обстоятельства каждого человека очень индивидуальны. Но что я точно знаю: каждому человеку нужно дать новые «окна возможностей». И чем больше окон мы предложим, тем бОльшая вероятность того, что будет принято решение сохранить жизнь ребёнку», — говорит отец Дионисий.
По его мнению, наступил тот момент, когда обществу, государству нужно предложить серьёзные механизмы поддержки, аналогичные материнскому капиталу, введение которого поначалу вызвало пик рождаемости.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.