Воспоминания секретного агента (продолжение, 4 часть)
Бывший сотрудник спецслужб Юрий Мельников, ставший в 39 лет начальником Интерпола России, продолжает делиться с читателями Орелтаймс своими воспоминаниями.
Метаморфозы памятника
Памятник Уинстону Черчиллю в Лондоне я впервые увидел на фотографии, размещённой в конце 80-х годов прошлого века в газете Daily Star. Это тот самый памятник, на котором недавно начертали: «Был расистом». А на «моём» снимке Черчилль черным силуэтом нависал над человеком, имя которому Леонид Телятников. Фотограф такой ракурс счёл приемлемым. Как и сама газета. Над снимком шёл крупный заголовок – «Два героя, которые спасли мир». Единственный свой официальный зарубежный вояж Леонид Петрович Телятников совершил в Англию в начале марта 1987 года. Приглашение от имени Президента Ассоциации британских пожарных стало результатом прочных позиций, которые в Международном техническом комитете по предупреждению и тушению пожаров (КТИФ) занимал вице-президент этой международной структуры и одновременно начальник Главного управления пожарной охраны МВД СССР Анатолий Микеев. Именно этому событию я обязан своей первой встречей с Леонидом Телятниковым. Он должен был подъехать из Киева в здание МВД на Огарёва, 6, для оформления документов на паспорт и на выезд. Опоздал. Мы встретились и двинулись в курилку.
– Извини, к ребятам в Митино заезжал.
Пояснений не требовалось. На Митинском кладбище похоронены все шесть пожарных того самого расчёта, который в 1986 году принял на себя удар взрыва на Чернобыльской АЭС. Рыжеватые волосы уже отрастали, но всё равно он смотрелся ёжиком.
– Ты чего куришь-то? Разве можно?
– Нет. Запрещают. Но мне и так столько запрещено… Мой профессор знает…. Она знает меня лучше, чем я сам.
Говорил коротко. Сдержанно. Слышалось глубокое чувство не только к своему доктору, но и ко всем в шестой клинической больнице Москвы, кто боролся за жизнь пожарных и ликвидаторов последствий аварии. Леонида спасли. На мой немой вопрос в глазах просто отмахнулся. И добавил: «Самое страшное было куски раскалённого графита сапогами с крыши спихивать. Хотя реальный страх пришёл позже. Мы просто делали свое дело».
В коридорах Министерства толковали, что Леонида сигнал о пятом уровне пожара сорвал со свадьбы в одном из сёл Припяти, куда он был приглашён во время своего отпуска. Мол, прав народ, что «Столичная» хороша от стронция». Леонида не спрашивал, не знаю. В Лондоне Телятникову вручили Золотую звезду Человека года. Есть такая награда у газеты Daily Star. Чествовали в Ассоциации британских пожарных. Затем на приёме у Маргарет Тэтчер попили чайку. Экскурсии по городу, фотосессия для газеты. Газету нам в отделе позже показывал Анатолий Микеев. Рассматривали всем коллективом с большим интересом. Сошлись во мнении, что героизм Леонида Телятникова нельзя ставить на одну доску с Черчиллем. Мелковат Уинни по сравнению с Леонидом и его расчётом…
Вторая мимолётная встреча с Леонидом случилась в Киеве. Очень краткая. Леонид Петрович, уже генерал, был переведен на более спокойную должность. Берегли его. А он сетовал, что слишком опекают. Выпили по напёрстку коньяка – губы помазали. Пожелали друг другу здоровья.
В 2004 Леонида не стало. Анатолий Микеев, заслуженный пожароборец, перешагнул свой 91-летний рубеж. Тьфу-тьфу. А заслуживает ли Уинстон Черчилль того отношения, что отразилось на его памятнике — решайте сами.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.