Орловские школьники с учителем физики предлагают помощь желающим поселиться на Марсе
Талантливые школьники Орловской области вместе с методистом по физике регионального центра «Созвездие Орла» Луизой Азаровой создают уникальные проекты. Один из них — робот, который спроектирован специально для полёта на Марс. Он поможет определить место, куда лучше приземлиться космическому кораблю.
Помощь колонистам-марсианам
В 2030 году в США планируется полёт на Марс. И это не фантастика. Как не фантастика и то, что группа колонистов-добровольцев намерена высадиться на «красную планету» и останется осваивать её до конца своих дней. На образовательной Космической программе регионального центра «Созвездие Орла», которую разработала методист Луиза Азарова, талантливые орловские школьники спроектировали и создали робота, который сможет помочь колонистам определить наиболее подходящее место приземления космического корабля. Робот способен делать забор грунта, чтобы выяснить его характеристики.
Юные изобретатели продолжают его усовершенствовать.
Вообще ребята вместе со своим педагогом пробуют решить немало глобальных вопросов. Луиза Азарова показывает, на мой обывательский взгляд, железяку в виде музыкальной трубы. Оказалось, что это бесклапанный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Сначала ребята спроектировали и изготовили U-образный двигатель по патенту американского учёного, вычислили его коэффициент полезного действия. Привезли устройство в Московский физико-технический институт (МФТИ). Вузовские учёные предложили доработать его и подсказали, как повысить КПД. Теперь у нового доработанного двигателя в два раза увеличен КПД.
— А это термоэлектрический генератор на элементах Пельтье. С его помощью в космосе получают энергию на космических кораблях. Одна стенка крепится к внешней стороне, и она будет холодная, вторая — к стороне, которую освещает Солнце. За счёт разности температур с помощью полупроводниковых элементов вырабатывается энергия. Во время испытаний в домашних условиях мы зафиксировали напряжение в 9 Вольт, — рассказывает педагог.
— Не останутся ли все эти чудо-разработки стоять в шкафах? — интересуюсь у физика.
— Выполненный удачный проект всегда имеет продолжение, он даёт начало другим работам. Это как звенья одной цепи.
Робот и помидоры
Что за чудо-дети учатся в центре?
– В нашем центре учились и привлекались к проведению образовательных смен в качестве волонтёров удивительные братья Оразовы. Один из них сейчас студент Московского института электронной техники МИЭТ, другой — МГТУ им. Н.Э.Баумана. Так вот они изобрели перчатку-экзоскелет, с помощью которой облегчается работа космонавта на орбите. Братья запатентовали свою разработку.
Другой наш воспитанник Иван Грудев участвовал в олимпиаде по авиации Московского авиационного института и ПАО «Сухой». В течение шести месяцев мы разрабатывали современную модель истребителя нового поколения. Конечно, самолёт не сделали, но описали его тактико-технические характеристики. Иван защитил свой проект и получил целевое направление от ОКБ Сухого на факультет самолёто- и вертолётостроения в Московский авиационный институт, — рассказывает Луиза Азарова.
Был на её программах ещё один уникальный мальчик из Мценска — Сева Силаев. Вместе со своим учителем он выполнил проектную работу по нанотехнологиям и защитил её. В этом году Сева без дополнительных вступительных испытаний поступил в Университет науки и технологий МИСИС на факультет нанотехнологий.
— И пусть ребята у нас делают небольшие открытия, но, заявляясь с ними на всероссийские конкурсы и конференции, сразу становятся заметными для учёных ведущих вузов страны, которые отслеживают одарённых ребят, — считает Азарова.
К слову, вместе с роботом-марсианином ребята изобрели другого киборга – «со зрением». Он может различать зелёный и красный цвета, отделяя их. Прямо находка для орловского агропрома! Такой робот может, например, собирать помидоры, отделяя зрелые от незрелых, или яблоки. Может, Департамент сельского хозяйства Орловской области поспособствовал бы продвижению такой чудо-техники среди аграриев региона?..
— Обычно, когда дети участвуют в школьной проектно-исследовательской деятельности, они как поступают: в интернете забивают тему, ищут и пишут реферат в лучшем случае, а может, и плагиатом занимаются. Наши ребята изготавливают своими руками модель, измеряют её характеристики, рассчитывают экономическую составляющую изготовленного образца и заявляются с ним на научные площадки ОГАУ имени Н.В.Парахина, ОГУ имени И.С.Тургенева, ведущих технических вузов Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга. И занимают только первые и вторые места. У нас нет участия ради участия. Наши дети все работают на результат. А результативность — это отличительная особенность талантливых людей, — говорит педагог.
Неправильная учительница
Себя Луиза Азарова называет неправильной учительницей.
—Я здесь живу, образно говоря. Прихожу на работу 8 утра, ухожу в 6 вечера. И в любое время у меня в кабинете дети, — говорит Азарова.
— Но, согласитесь, не все дети имеют способности к физике? — спрашиваю.
— Не соглашусь. Все имеют. Просто из-за сложности предмета многие его боятся, и напрасно. И родителям, и учителям надо сначала вызвать у детей к физике интерес. Но, к сожалению, очень часто родители и дети сегодня только сосуществуют вместе. Нет у них единения. Каждый сидит в своём телефоне. Большая проблема всех детей — они не дружат с книгой, не читают. А, значит, у них не развивается логика. Читать надо русскую литературу, научные статьи и книги. И вот когда ребёнок научится запоминать и пересказывать то, что прочитал, а затем анализировать, тогда и появится любознательность и интерес к физике.
— А с учителями что?
— Тоже проблема. У нас в сельской местности физику преподаёт, в лучшем случае, математик, а бывает, что учитель музыки. Школы имеют слабое материально-техническое оснащение, в отличие от нашего центра. Я же не всё время работала здесь. Учила детей и в общеобразовательной школе. Там реостаты 1956 года! На все вопросы-запросы всегда был один ответ: у школы нет денег. Согласна. Но и у некоторых учителей нет желания что-то менять. Если у меня не было каких-то приборов, делала сама. Не было брусков для определения силы трения — попросила учеников…
А ещё, по словам учителя, сама физика сегодня в «загоне», не в почёте. В 7,8 и 9 классе предмет преподаётся на ознакомительном уровне, всего 2 часа в неделю. За эти пару часов физику не то, что изучить — даже полюбить невозможно.
Впрочем, у Азаровой появилась надежда на «реабилитацию» предмета. В августе педагог побывала на Всероссийском съезде физиков. Там выступала автор ЕГЭ Марина Демидова, которая заявила, что сейчас по новым образовательным стандартам разрабатывается иная структура преподавания физики. Предполагается, что на ознакомительном уровне дети будут изучать физику в 7 — 8 классах. А 9 класс отдадут полностью на изучение механики. 10 класс будет начинаться с молекулярной физики и термодинамики. То есть на углублённое изучение физики отдаётся 9 класс, где будет 4 часа, по 5 часов отведут под этот предмет в 10 и 11 классах.
Для учеников 5 и 6 классов, возможно, введут пропедевтический курс физики, на котором дети с помощью опытов будут постигать удивительных мир физических явлений.
Лучшее место на земле
А вот в центре «Созвездие Орла» с часами для физики всё в порядке. Луиза Азарова считает этот центр лучшим местом на земле. Без преувеличения. По её словам, здесь созданы прекрасные условия для талантливых детей, учителей. К слову, самому педагогу поступали предложения поменять центр на столичную школу. Не раздумывая, отказалась.
— Здесь у меня есть всё необходимое для работы, — говорит учитель.
К слову, Азарова окончила Орловский государственный педагогический институт (ныне ОГУ имени И.С.Тургенева), физико-математический факультет по специальности учитель математики и физики в 1983 году. В педагогике уже 39 лет. В центре работает с 2019 года.
«Созвездие Орла» принимает детей из разных школ области. Их пребывание тут длится две недели. В первую половину дня они изучают профильные предметы, во второй — общеобразовательные.
Когда потом ребята приезжают в свои школы, происходит их перестройка. Они ставят новые задачи перед собой. Со своим педагогом постоянно списываются, созваниваются, обсуждают доработку прежних и новых проектов.
— Но возникает другая проблема: когда ребёнок собирается приехать в центр на очередную смену, учителя в его школе заявляют: «Что тебе там делать?». Понятно, что у нас занимаются лучшие ребята со всей области. И я в какой-то степени понимаю учителей, которые вынуждены оставаться с детьми, которые, возможно, не так мотивированы, не так любят учиться. Но такими своими заявлениями они не дают талантливому ребёнку развиваться и идти дальше, пробовать свои силы в том, чего не может предоставить общеобразовательная школа. Есть районы в области, из которых не приехало ни одного ребёнка в центр! — рассказала педагог.
А вообще Азарова убеждена в том, что учитель успешен только тогда, когда успешны его ученики.
Справочно:
Mars One (Марс-один) — нидерландский проект безвозвратной экспедиции на Марс. По задумке организаторов, группа из четырёх добровольцев отправится на «красную планету» и останется там навечно. Земляне будут наблюдать за жизнью колонизаторов в формате реалити-шоу.
В 2020 году была запущена демонстрационная миссия: отправка посадочного модуля для проверки солнечных батарей, технологии извлечения воды из марсианского грунта, а также запуск коммуникационного спутника, который 24 часа в сутки, 7 дней в неделю передавала изображения, видео и другие данные с поверхности Марса.
Планируется, что в 2027 году на Марсе высадится первый экипаж в посадочном модуле. Вторая группа людей из четырёх человек высадится в 2029. К 2035 году население колонии по прогнозам должно достигнуть 20 человек.
О центре «Созвездие Орла»
Региональный центр находит, поддерживает и развивает талантливых школьников из Орловской области. Обучение, проживание и питание на базе центра бесплатное. Каждая смена длится две недели. Ребята являются постоянными победителями и призёрами Всероссийских конкурсов и олимпиад.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.