Успеть за 12 часов: аварийные бригады Орелводоканала остановили катастрофу
Авария на водоводе в районе 909 квартала, которая случилась вечером 7 июля, оставила без холодной воды жителей двух больших районов Орла. Это около 100 тыс. человек. Район порыва напоминал место стихийного бедствия. Мощный фонтан воды бил из-под земли, затопляя всё вокруг. Движение парализовало, один трамвай сошёл с рельсов. Всем было ясно, что ситуация катастрофическая. Все боялись повторения истории с порывом водовода на Кромском шоссе 7 января 2019 года, когда без воды на новогодние праздники остались около 70 тыс. человек.
Но на этот раз сотрудники Орёлводоканала ликвидировали аварию всего за 12 часов! Уже после полудня 8 июля вода полилась из кранов в квартирах орловцев. Тогда говорили: аварийным бригадам удалось совершить едва ли не подвиг. ОрёлТаймс встретился с некоторыми ликвидаторами аварии.
Футбола не случилось
В кабинете руководителя Орёлводоканала Василия Иванова — слесари аварийно-восстановительных работ Валерий Моисейкин и Владимир Кулаков. Это далеко не все ликвидаторы, но собрать разом всех причастных — просто невозможно.
Моисейкин и Кулаков признают, что на ликвидацию таких аварий отводится минимум 18, а то и все 24 часа.
— Мы сделали это за 12 часов. Быстро, потому что все чётко сработали, — без лишних слов говорит Владимир Кулаков.
— У нас работают неравнодушные и умелые люди с большим опытом, — добавляет Василий Иванов. — Плюс есть собственная техника и аварийно-страховой запас материалов. Если бы, не дай бог, у нас не оказалось трубы нужного диаметра, то авария имела бы катастрофические последствия…
Мне сразу вспомнился порыв на парковке ГРИННа в январе 2019 года. Оказалось, Валерий Моисейкин тоже был на той аварии.
— Там было посложнее. Труба залегала глубже, рельеф такой, что земля осыпалась. Морозы стояли за 20 градусов, это осложняло всё. Около ГРИННа требовалась ещё большая оперативность, так как могли случиться аварии на тепловых сетях, — рассказал Моисейкин.
– Сигнал о ЧП в районе 909 квартала поступил в 20:55. В 21:05 я уже получил видео с места аварии. Было ясно, что ситуация катастрофическая, что запускать насосную станцию повторно и пытаться выйти в режим невозможно, — рассказал Василий Иванов.
Это было уже нерабочее время для основных аварийных сил, все разошлись по домам. Кто-то ждал полуфинал чемпионата мира по футболу, приготовил бутылочку пива, кто-то уехал на дачу…
— Для таких ситуаций у нас есть система оповещения через общий чат. И я в 21:12 написал людям: «Порыв на водоводе в районе 909 квартала. Аварийные службы — подъём!». Каждый начальник подразделения поднял своих, — рассказал гендиректор Орёлводоканала.
Слесарь Валерий Моисейкин был на работе уже через 15 минут после такого сообщения, а Владимир Кулаков — через полчаса. Через 1,5-2 часа аварийная бригада Орёлводоканала собралась в полном составе.
Обычная работа
Всю ночь, до 9 утра, слесари Моисейкин и Кулаков работали в траншее, не разгибая спин. На перекус времени не было. При этом, по их словам, такая авария — рабочая рутина.
— Обычное дело. Всё шло поэтапно: кусок трубы вырезали, вытащили, новую трубу привезли, поставили, приварили… Не заметили, как ночь пролетела. Опа! Уже рассвет! Уже трамваи пошли! — вот так кратко описал свои восемь с лишним часов работы Валерий Моисейкин. К слову, за плечами этого человека 28 лет работы в Орёлводоканале.
Владимир Кулаков работает более 20 лет. Он продолжил путь отца, который трудился здесь же водителем и доработал до Ветерана труда. Как признался Владимир, всё его детство прошло на этом предприятии, поэтому не было сомнений, что станет частью большого коллектива. К слову, фотография Кулакова украшает местную Доску почёта…
После того, как кусок аварийной трубы заменили, запустили воду, в течение 12 последующих часов шла работа по отработке воздуха, запускались насосные по кварталам… Выходили люди, которые занимались подвозом воды, и это были не только машины Орёлводоканала, но и МЧС, Спецавтобазы. Для устранения ЧП было задействовано огромное количество людей.
Что стало причиной аварии?
Сейчас идёт расследование аварийной ситуации. Для этого создана специальная комиссия.
— Предварительно можно сказать, что одной из причин стало отключение энергоснабжения, оно произошло 7 июля в 10:30. В этот день произошла аварийная остановка практически всех насосных станций, что привело к неконтролируемой ситуации в водопроводе. Также нельзя не учитывать, что трубопровод этот — 1976 года, и возникшие со временем микротрещины тоже могли послужить катализатором, — пояснил Василий Иванов.
Он «на пальцах» объяснил произошедшее. Представьте, что вода — это «поезд», который по трубе движется со скоростью 60 км/ч. Вечер 7 июля выдался жарким, после 20:00 началось самое активное пользование водой жителями Орла. И вот такой «водяной поезд» быстро движется, причём впереди идут «вагоны», а сзади — на насосной станции — находится своеобразный «паровоз», который его толкает. В какой-то момент «паровоз» моментально останавливается, а «вагоны» продолжают идти дальше.
— Сзади воды в трубе возникает вакуум, вода останавливается, разворачивается в обратную сторону и возникает гидроудар, — объяснил Иванов.
Кроме этого, трубопровод проложен в зоне трамвайных путей, и постоянные вибрации точно не улучшают положение трубопровода.
Но основная причина — Орёл вот уже 50 лет живёт в однотрубном исполнении трубопровода. Водопроводные же сети, по словам Иванова, должны быть кольцевыми, только в этом случае они практически не подвержены гидравлическим ударам.
ЧП может повториться
Иванов приводит неутешительную статистику по аварийным ситуациям в Орле. 2004 год — три аварии за год, 2005 — семь, 2006 — три, 2007 — пять, 2008 — одна, 2009 — две, 2010 — одна. В 2013 и 2014 годах орловцам посчастливилось жить без аварий. Но картина такова, что каждый год орловские водопроводные сети серьёзно лихорадит.
— Выход — городу нужна кольцевая водопроводная сеть. В прошлом году построили закольцовку вокруг Знаменки. Сейчас делаем продолжение этой ветки с другой стороны — с Карачевского шоссе до ул. Генерала Родина. Остаётся огромный кусок, более 8 км, между Кромским и Карачевским шоссе, он предусмотрен инвестпрограммой с проектированием на следующий год. Цена стройки по грубым предварительным подсчётам — около 467 млн рублей. Без федерального софинансирования мы его не построим никогда, — говорит гендиректор Орелводоканала.
Если этого не произойдёт, то по словам Иванова, такая аварийная ситуация, как в районе 909 квартала, обязательно повторится снова.
Конечно, коллектив Орелводоканала готов к любым нештатным ситуациям. Но так хочется жить без них и всегда оставаться с водой!
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.