Здесь ищут клад Кудеяра, меч Ильи Муромца и сокровища Вятичей: по следам легенд Хотынецкого района
Читайте-смотрите очередной подарок от ОрелТаймс туристам и любителям виртуальных путешествий по орловской земле! В проекте «Дневник путешественника: легенды и были Орловщины» пришёл черёд для жемчужины Орловской губернии – Хотынецкого района.
Историческая справка
Хотынецкий район расположен в северо-западной части Орловской области. Его территория занимает площадь в 0,8 тыс. кв. км. Главная достопримечательность Хотынецкого района – национальный парк «Орловское полесье». Но не все знают, что история Хотынецкого района уходит в глубину веков. Интересными преданиями и завораживающими дух историями окутано несколько сёл района.
Название районного центра Хотынец имеет неславянское происхождение обозначает некоторое «владение, полученное в дар». Исследователь Павел Иванович Якобий писал, что так именовались деревни и волости, которые давались «как подарок или в пользование доходами с них знатным тюркским дамам, жёнам ханов и князей или половецким княжнам, вышедшим замуж за русских князей». По другой версии, Хотынец – означает «гнилое болото».
Славянская версия названия историкам видится более достоверной. Так, слово «хатина» в западно-русских говорах значит: изба. Не исключено, что в древности здесь было небольшое поселение.
С Хотынецким районом связано много лененд: здесь прятал свой клад Кудеяр, Илья Муромец сражался с Соловьём-Разбойником…
Логово Соловья-разбойника и фамильный склеп с сокровищами: тайны орловского села Девять Дубов
Деревня Девять Дубов – одно из самых легендарных мест на карте Хотынецкого района. По старинным сказаниям, здесь было логово Соловья-разбойника. Присутствие сказочного персонажа долгие столетия считалось непреложным фактом.
Старожилы помнили, как в селе долгое время сохранялись шесть сросшихся необыкновенно крупных пней от срубленных могучих дубов. Жители села утверждали: деревьев было именно девять. За каждый пень, как за стол, могли усесться десять – двенадцать человек.
«На самой середине Девяти Дубов, около дома крестьянина Фомина и находящегося глубокого колодца, на громадном дубовом пне росли когда-то девять дубов – отростков от одного пня» – гласит текст исторических писаний Орловской епархии.
Используя дубы в качестве укрытия и наблюдательного пункта, Соловей нападал на путников, предварительно оглушая их своим свистом.
Фото: Соловей-разбойник
За наведение порядка взялся Илья Муромец, который сразился с Соловьём в его разбойничьем логове…
Сегодня Девять Дубов – дикая, почти заброшенная деревня. Посреди поселения – огромное поле, тропинки между домами заросли высокой травой в человеческий рост.
На самом въезде в Девять Дубов стоит поклонный крест – говорят, именно здесь Илья Муромец одолел в бою Соловья-разбойника.
Если пройти по тропинке слева, то можно найти склеп дворянской семьи Цуриковых. Сама усадьба была полностью уничтожена. Считается, что в камере под полом усыпальницы был похоронен полковник Андрей Афанасьевич Цуриков.
Ходили слухи, что утерянный меч Ильи Муромца как раз лежит где-то рядом с этой усыпальницей. В советское время фамильный склеп Цуриковых использовался как склад инвентаря. Гробы, по одной версии, просто выкинули, по второй – где-то перезахоронили, но где – неизвестно.
Склеп Цуриковых стал точкой притяжения любителей мистики и поисковиков кладов. А сама деревня Девять Дубов – манит для любителей походов; здесь много просторных мест, где можно расположиться с палатками. Прокладывают маршрут через Девять Дубов и идущие по следам легенд туристы – в 20 км от деревни знаменитый Одринский монастырь. Знаменитая речка Смородинка высохла. А от дуба остался пень. Д, и его нелегко отыскать среди зарослей.
Городище Хотимль-Кузмёнково и курганы
В селе Хотимль-Кузмёнково находятся останки самого крупного на территории Орловского края городища-крепости (детинца) древнерусского города Хотимля.
В книге Неделина В.В. «Древние города Земли Орловской» описана легенда, связанная с городом Хотимль.
Городок среди дремучих лесов построила некая царица, бежавшая от своего лютого мужа. Укрепление имело чугунные ворота и подъемные мосты. Царица славилась богатством, которое было поводом для нападения на городок разбойников. Они разорили городок, но несколько бочонков золота, серебра и других сокровищ осталась скрытой в валу…
В дореволюционной литературе есть сведения о существовании курганов на западе от села Хотимль-Кузьмёнково. Возможно, они остались от Вятичей.
«Когда кто-то умирал, устраивали по нём тризну, а затем раскладывали большой костёр, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах».
Эти предания привлекали к Хотимльскому городищу кладоискателей, но им ни разу не удалось ничего найти в валу. На поверхности городища при распашке находили лишь мелкие серебряные монеты треугольной и эллиптической формы, тоньше серебряного пятачка.
Где спрятаны сокровища Кудеяра?
Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах всех южных и центральных губерниях России – от Смоленской до Саратовской.
Кудеяр (от тюрк. перс. Xud;y;r «возлюбленный Богом») легендарный разбойник, персонаж русского фольклора. Он сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).
Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, в Южной России около сотни.
«А то ещё был Кудеяр – этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул – левый сторожит, а там – левый спит, правый сторожит – так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали…Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».
Легенды утверждают: помогала Кудеяру нечистая сила – «изгробная кукла», которую ему подарила одна колдунья. С этой древней куклой Кудеяр должен был каждый раз делиться частью награбленного. Но однажды разбойник перестал выполнять наказ и забыл про неё. Тут же удача отвернулась от него.
Кудеяр ужаснулся сделанному, горько раскаялся и отправился в один из монастырей замаливать грехи. В нём разбойник решил открыть тайну своих кладов. Попросил перо и бумагу и начал записывать места (воровские городки), где он некогда схоронил награбленное. Долго он писал. А когда закончил, отдал записи монахам. Но только подивились те: никаких записей на бумаге не было. Вместо них было изображение древнего идола «изгробной куклы»…
Места орловских легенд о Кудеяре находятся, в основном, на территории национального парка «Орловское полесье». Там даже есть маршрут, который называется «Тропами Кудеяра». По легенде, в районе деревне Радовище находилось убежище Кудеяра.
По легенде здесь Кудеяр жил, пировал, хранил награбленные сокровища и даже хоронил своих возлюбленных.
Печальная история деревни Алёхино
В годы Великой Отечественной войны Хотынец принял на себя серьёзный удар – посёлок оккупировали. Случилось это 5 октября 1941 года.
Фашисты установили «новый порядок» – режим насилия и кровавого террора, призванный превратить захваченные земли в аграрно-сырьевой придаток Германии.
«….В селах Алёхино, Суханка и других Хотынецкого района немецкие власти установили крепостнические порядки: девушкам запрещается выходить замуж по собственному желанию. Старосте предоставлено право по-своему решать вопрос о замужестве, он может выдать девушку, за кого он вздумает. Немецкие власти берут заложников главным образом из девушек. Когда партизаны взрывают поезд, расстреливают по 15-20 заложников с каждой деревни…В сёлах Хотынецкого района берут налоги (немцы): с трубы 8 пудов мяса, хлеба 9 пудов с души, картофеля 6 пудов с души, молока по 3 литра в день с коровы, шерсти по 2 кг с овцы. С каждой хаты берут шерстяные носки и валенки», – рассказывал о том времени партизан Иван Батов.
Хотынецкие партизаны и подпольщики создали настоящий второй фронт. Истории их удивительного мужества рассказали в хотынецком Краеведческом музее.
Один из предводителей партизан – Пётр Стефанович Илюничев при выполнении спецзадания был схвачен фашистами. В феврале 1942 года орловец погиб в застенках гестапо. Дело мужа продолжила Пелагея Мартыновна Илюничева, мать шестерых детей.
Знаковой деревней партизан считалась Алёхино. Там был организован подпольный штаб. Трое партизан Иван Мазин, Аким Гореликов и Степан Тимаков обеспечивали связь с Большой землёй. При этом имели важные должности, находились под прикрытием – Иван был старостой деревни, Аким – заведующим мастерскими, а Степан – волостным писарем.
Они организовали валяльную мастерскую, в которой делали валенки для партизан. Гитлеровцы же считали, что мастерская работает на них. Иногда они даже получали часть готовой продукции, но в основном валенки из Алёхино направлялись в партизанские отряды.
В конце января 1942 года подпольщики стали жертвами доноса. Их арестовали и отправили в деревню Юрьево. 3 февраля 1942 года Мазнина, Тимакова и Гореликова привезли в Алёхино. Каратели расстреляли орловцев на краю села.. Последними словами Ивана Егоровича Мазнина были: «Да здравствует Советская власть!».
Место захоронения троих патриотов стало началом местного кладбища, которое существует и сейчас.
Старостой в Алёхино теперь стал человек, тесно сотрудничавший с оккупантами. 31 августа 1942 года недалеко от села Старого была расстреляна семья Хапёрских: её глава Александр Евдокимович, его жена Анна Егоровна и их дети Таисия, 16-ти лет, Михаил, 14-ти лет и двенадцатилетняя Юлия. Александр Хапёрский отказался сотрудничать с гитлеровцами и вместе с Иваном Чегодаевым собирался пересечь линию фронта и дойти до своих. Однако орловцы были схвачены. Тогда же Анна Хапёрская отказалась передать вещи своей семьи старосте деревни. Двое полицейских расстреляли в лесу всю семью.
25 октября 1942 года в Алёхино расстреляли партизанов – Степана Ларина, Митрофана Жигунова и Михаила Постнова. А летом 1943 фашисты сожгли Алёхино. Большинство из оставшихся в живых были угнаны в Белоруссию, Германию.
Но в эти страшные времена были и истории со счастливым концом.
Мария Васильевна Жильцова вместе с другими девчатами выполняла опасные задания партизан. Однажды девушки устроили танцы с немецкими солдатами, а в это время с мельницы партизаны вывозили хлеб для нужд…
После освобождения Болхова 11–я Гвардейская армия под командованием Ивана Баграмяна двинулись в Хотынецком направлении. Баграмян обратился к Сталину с просьбой прислать пополнение. Освобождать Орловщину приехали 20 тыс солдат. В основном, курсанты военных училищ. Они сразились с врагом, не имея опыта. Многие погибли в Хотынце. Сейчас на территории района более 28 братских и одиночных захоронений, в которых захоронены более трёх тысяч солдат, фамилии которых известны. Каждый год списки пополняются и находятся новые имена погибших.
Памяти павших в Хотынце расположен мемориальный парк «Юность».
Невероятный музей «Тургеневское полесье»
По дороге из «Орловского полесья» есть село Ильинское. Именно там находится замечательный музей, созданный по инициативе местных жителей «Тургеневское полесье».
Руководит музеем Любовь Нелюдимова – она ещё и директор местного Дома Культуры. Огромную помощь при создании музея оказал художник Владимир Блинов. Уникальность музея в том, что здесь собраны вещи жителей села. У каждой – своя история!
Туристы могут здесь отведать каши и картошку, приготовленные в настоящей русской печи.
Само село Ильинское невероятно красиво и привлекает туристов своей культурной жизнью. Здесь активно отмечают Троицкие хороводы, народные праздники. Однако население Ильинского уменьшается, сегодня здесь живёт около 500 человек.
К слову, в 40-е годы на фронт ушли порядка 400 мужчин. Более 200 человек так и не вернулись назад. С 1996 года работники музея ведут своеобразную военную летопись. Ходят в гости к бабушкам, записывают их истории на видеокамеру.
– В 2014 году 9 мая мы приехали в деревню Булатово. Собрались все жители, батюшка начал службу, поднимаем голову и видим девять журавлей. Они над этим местом долго летали, кричали: поднимуться над небом, опустятся. Потом улетели в лес и вернулись назад, но стало их больше. Насчитали 17 журавлей. А у нас там как раз расстреляли 17 человек, – рассказывает Любовь Нелюдимова.
По словам Нелюдимовой, каждый предмет музея хранит интересные истории целых семей. И их безумно интересно слушать! Вот кружка, которую передал раненый солдат через льговских ребят – позже семья найдёт и спасёт его от смерти. А вот – икона Божьей матери и Христа, нарисованная местным жителем….
Любой гость, проезжающий мимо Льгова, может заехать в Ильинское, обратиться по номеру, указанному на двери музея, и устроить незабываемое путешествие по истории русской глубинки!
P.S. За помощь в подготовке данного материала благодарим и.о. директора МБУК «Хотынецкий краеведческий музей» Елену Персидскую, директора музея «Тургеневское полесье» Любовь Нелюдимову, начальника отдела просвещения и туризма национального парка «Орловское полесье» Наталью Валуеву.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.