Более ста лет назад Орловская губерния прославилась плохими дорогами и «мостами на курьих ножках»
Когда на территории Орловщины появились первые автомобили, доподлинно сказать трудно, но в начале 1910-х годов орловцам удалось увидеть огромное количество новых машин, которые участвовали в автопробегах. Через Мценск и Орёл колонны зарубежной грузовой и легковой техники проходили как минимум дважды: в 1911 и 1912 годах. В этом материале мы хотим подробнее рассказать о том, каким был автопробег в 1912 году через Орёл и Мценск, и с какими трудностями пришлось столкнуться иностранной технике на дорогах Орловщины.
Тест на выносливость российскими дорогами
Своеобразный ралли-рейд устроили в 1912 году по инициативе Военного Министерства Российской Империи. Тогда у нас грузовые автомобили не выпускались, их закупали у иностранных производителей. Предполагалось, что на смену гужевому транспорту в Россию придут грузовики.
Чтобы выявить наиболее пригодные для армии типы грузовиков, в июне 1911 года организовали первый пробег из Санкт-Петербурга в Москву с дополнительными испытаниями на просёлочных дорогах Московской губернии. Через год условия поменяли – пробег организовали уже как конкурсный по маршруту Петербург – Москва – Брянск – Орёл – Тула – Серпухов – Москва и обратно.
Карта маршрута. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
Тогда ещё неосвоенный российский рынок и шанс получить большой новый заказ побудили десятки иностранных компаний поучаствовать в пробеге и испытать своих «железных коней» на российских дорогах. Всего в конкурсе участвовали 54 зарубежные фирмы, которые отправили на него свои машины, шоферов и даже оплатили бензин.
Покорять бескрайние просторы России рискнули Renault, Benz, Fiat, Opel, Skoda, Zaurer, Adler и другие.
В пробеге принимали участие не только грузовики. Например, фирма Bussing выставила на конкурс омнибус (тогда так называли автобусы), а «Заурер» — санитарный автомобиль. Впервые на российских дорогах испытывался полноприводный грузовик марки Skoda. Участников конкурса сопровождала также цистерна с бензином, семь казённых легковых автомобилей и 13 частных. Тогда грузовики представляли из себя открытые кабины, 14-32 лошадиных сил, деревянные колёса и максимальную скорость 15 км/ч.
Цистерна «Уайт» сопровождала пробег, но не принимала участие в конкурсе. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
Bussing омнибус с 38-сильным двигателем и вместимостью салона 18 человек. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
По ухабам Орловщины
Старт пробега был объявлен 19 сентября. Такое время выбрали специально, чтобы проверить технику в дождливую погоду и при низких ночных температурах. Путь от Санкт-Петербурга до Москвы не вызвал у участников сложностей. Грузовики отрабатывали различные режимы движения: в колонне, в определённом порядке, с любой скоростью при наименьшем расходе бензина, с постоянной скоростью 18 вёрст в час. А вот места южнее уже поражали водителей количество ям и ухабов. Начавшиеся затяжные дожди превратили дороги в непроходимое месиво грязи.
При въезде 3 октября 1912 года во Мценск не все зарубежные грузовики смогли самостоятельно взять подъём, потому что дорога состояла из множества выбоин и чернозёма, который размок от дождя. На этом участке пути машины разгружали, прицепные повозки отцепляли и впрягали 14 лошадей, чтобы втащить грузовики в гору. Самостоятельно взять подъём удалось лишь «Бюссингу» и «Мулагу», а также полноприводной «Шкоде».
Орловский краевед Александр Карманов приводит отзыв о мценских дорогах, который оставили участники другого автопробега – сентября 1911 года: «Мценск … живописен лишь издали. Проезжая по его улицам, наши автомобили буквально утонули в чёрной грязи, а дождя не было».
По итогу пробега участок Брянск – Орёл признали самым тяжёлым. Иронично, что 100 лет назад участникам пробега Орловщина запомнилась именно плохими дорогами и мостами, а точнее, их обветшавшим состоянием. Деревянные ветхие мосты не выдерживали тяжести машин, заполненных дополнительным балластом в виде кирпичей и тюков с прессованным сеном.
«Шоссе» под Карачевым. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
«Щебённый слой во многих местах совершенно отсутствует, встречаются ямы глубиной до аршина, наполненные жидкой грязью. Во многих местах выбоины во всю ширину дороги или расположены были в шахматном порядке», – приводит цитату одного из свидетелей тех событий издание «Офф-роуд Драйв».
Известно, что на пути к Орлу под шедшим быстрым ходом «Адлером» мост лопнул. Не выдержал мост и «Заурера». После этого местные орловские власти задумалось об улучшении дорожной инфраструктуры:
«Орловское земство не проклинало грузовозы, проходящие по их мостам, а относилось спокойно и радушно, говоря словами земского инженера: «Нужно переправить мосты на земских дорогах согласно требованиям армии. Прошло то время, когда можно было строить деревянные мосты на курьих ножках, по которым не могут проходить даже полевые артиллерия и обозы».
Чтобы преодолеть дороги в Орловской губернии на колёса надевали специальные цепи, но и они не помогали. Машины садились намертво. Колеи сначала прокладывали кирпичами, затем сверху клали доски, которые тоже везли с собой, а затем только по ним пускали грузовик. Тогда на автомобилях ещё не применялись карданные валы, поэтому приводные цепи рвались и провисали, покрышки слетали с дисков, а из-за пробуксовок трещали моторы.
На ликвидацию последствий подобных аварий требовалось много времени, потому что грузовик нужно было вытащить, разгрузить, а затем снова загрузить балластом. Уйма времени уходила на то, чтобы починить мост, по которому потом должны были пройти все грузовики. Например, ликвидация последствий провала «Заурера» заняла четыре часа.Тогда досок, привезённых с собой, не хватило на ремонт моста и их пришлось купить у проезжавшей мимо крестьянки, которая запросила за них двойную цену.
Прогнившие доски на мостовых настилах не выдерживали тяжёлых грузовиков. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
«Заурер» разгружают от балласта — прессованного сена, — чтобы вытащить его заднее колесо. Источник: http://www.off-road-drive.ru/
Порча соседнего с Орловской губернией народонаселения
Известный инженер и один из первых русских автомобилистов в отчёте о пробеге описал ещё и нравы местных жителей. Особенно ярко и красочно он рассказал о соседях орловцев – туляках.
«Народонаселение по дороге производило очень неблагоприятное впечатление: попадалось много пьяных, количество которых особенно увеличилось верстах в 12 от Тулы. Встречные не сворачивали с дороги, ругались; были попытки бросать в проезжающих камнями. В санитарном автомобиле «Заурер» в деревне Сиволапкино выбиты были стекла. Хотя в общем нельзя сказать, чтобы народонаселение в массе своей относилось к автомобилистам враждебно — скорее можно вынести заключение, что среди крестьян Тульской губернии очень сильно развито попрошайничество, пьянство и хулиганство. Характерно, что все это в самой резкой форме выразилось невдалеке от Тулы, как будто в верстах 10–15 от города находится центр, от которого расходится во все стороны порча народонаселения. По мере удаления от него население становится менее озорным и постепенно выравнивается с общим типом», – писал Кузнецов.
Итоги конкурса
Всего участники пробега были в пути 23 дня, вернулись в Санкт-Петербург 12 октября. Обратный путь оказался гораздо проще, потому что температура опустилась до отрицательных значений. Грунт, размокший от дождя, подмёрз и тем самым облегчил движение.
По результатам конкурса не смогли определить ни победителей, ни проигравших. Более того, организаторы не смогли даже определить оптимальный тип грузовика для российской армии. В отчётах содержалась информация только о технических характеристиках грузовиков, их достоинствах и недостатках. На основе полученных выводов для российской армии закупили партию грузовиков, которая пополнила автопарк в военные годы. Однако во время Первой мировой войны самыми массовыми в Русской императорской армии стали американские White и Packard, которые в конкурсном забеге вовсе не участвовали. Их приобретали уже во время войны, когда не было времени до конкурсного отбора. А большая часть моделей грузовиков, которую признали подходящей для российских реалий, оказалась по ту сторону фронта.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.