Орловские горельефы восхитят любого, кто поднимет вверх голову
Гуляя по Орлу, чаще стоит поднимать голову. Немало интересного, а подчас, необычного можно увидеть под крышами зданий и на фасадах домов. «Орелтаймс» представляет пятёрку строений с удивительными горельефами. Если кто не знает, горельеф — это выпуклое изображение, которое сильно выступает над плоскостью фона, более чем на половину своего объёма. Это очень красиво. За каждым таким изображением — своя история, а то и легенда.
Дом книги, ул. Московская, 17
Мы решили начать с дома, который, пожалуй, знает каждый орловец. Это Дом книги архитектора Игоря Иванова. Здание находится на пересечении улиц Московской и Степана Разина. На картуше указаны годы его строительства (1950-1954) и лозунг «Книгу в массы», который давно утратил свою актуальность. Часть здания, а оно, между прочим, является зданием дворцового типа, занимает банк.
Нас интересуют горельефы, которые украшают фасад. Они выполнены московским и орловским скульпторами: Георгием Лавровым и Михаилом Глушенко.
«Задумав украсить своё творение по фронтону настоящими скульптурами, Иванов долго не мог найти исполнителя. И тут, как всегда, выручил случай. В Москве орловский архитектор познакомился с известным скульптором Георгием Лавровым. Отсидев в сталинских лагерях по политической статье, он не мог работать в столице. Иванов уговорил мастера показать свой талант в провинции. И Лавров при участии орловского скульптора Михаила Глушенко создал великолепную серию скульптур», — говорится на сайте «Орел-регион».
Все образы — узнаваемые.
Почётные места занимают Маркс и Энгельс. Что характерно — нет Сталина, хотя по некоторым данным, его горельеф изначально был, но якобы потом его убрали.
По словам орловского градозащитника Ильи Кушелева, отсутствие горельефа Сталина — это знак времени: 1954 год — дело шло к развенчанию культа личности.
— Если бы здание проектировалось и строилось несколькими годами ранее, то, возможно, там были бы несколько другие фигуры, — замечает Кушелев.
Вдоль улицы Московской на прохожих «смотрят» великие литераторы. Здесь — Горький, Чернышевский, Толстой, Тургенев, Гоголь, Пушкин, Маяковский. Крыло вдоль улицы Степана Разина состоит из деятелей науки и искусства: Ломоносов, Тимирязев, Павлов, Мичурин, Менделеев, родоначальник русской классической музыки Глинка, Чайковский.
Орловский областной кожно-венерологический диспансер, улица Пушкина, 68
Это одно из старейших медучреждений Орла. Диспансер образован в 1943 году. Состоит из двух зданий. Угловой дом – XVIII века. А интересующее нас здание — вторая половина XIX века. Дом принадлежал купцам Пастуховым.
Примечательны на нём женские образы. По утверждениям одних учёных и краеведов, это кариатиды (так называют скульптурное изображение женской фигуры, которая заменяет колонну или другую вертикальную опору).
Но есть краеведы, которые считают, что это просто рельефы с женскими образами, типовые изображения. Как бы то ни было, на них стоит обратить внимание, проходя мимо диспансера.
«Дом с женской головкой», остановка «площадь Карла Маркса»
Дом купцов Сельчуковых, построенный в 1851 году архитектором Ореховым. Посвящённые в его историю горожане называют его не иначе, как «дом с женской головкой». Однако большинство коренных орловцев никогда не замечали, что над одним из сдвоенных арочных окон второго этажа в небольшой круглой нише-медальоне расположен горельеф с изображением женщины, а точнее, аккуратной женской головкой, слегка повёрнутой вправо. Незнакомка будто кого-то высматривает…
Её образ окутан легендами. Одна из них гласит, что это портрет Анны Петровны Керн — героини стихотворения Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». И эта легенда вполне смогла бы сойти за правду, ведь Анна Петровна родилась в Орле, в здании Присутственных мест, где жил тогда её дед — орловский губернатор Вульф (в наши дни на этом месте стоит гостиница «Русь»). Да и при желаниии можно найти сходство между прижизненными портретами Анны Керн и рельефом на фасаде — длинная тонкая шея, волосы, собранные в пучок, покатые плечи. Но…
— Это не более, чем легенда, — считает доктор исторических наук, профессор Виктор Ливцов. — Факт рождения Керн в Орле местные краеведы нашли уже в XX веке, после того, как здание было построено. Керн прожила в Орле недолго, и об этом узнали только из её мемуаров. А горельеф – скорее всего, изображает Венеру — покровительницу прекрасного. И данное изображение — некая отсылка к искусству. Что неудивительно, ведь на втором этаже здания в своё время был театр.
К слову, женская головка на здании появилась не сразу после его строительства. В 1889 году, когда домом владели уже не Сельчуковы, а семья другого известного орловского купца – Суханова. При нём дом был значительно перестроен по проекту губернского архитектора И.Ф Тибо-Бриньоля. Именно этому зодчему мы и обязаны появлением на доме медальона с таинственной незнакомкой — считает орловский краевед и экскурсовод Дарья Фурманская.
— Следы нашей «незнакомки» ведут в Санкт-Петербург. Как минимум, три здания в центре северной столицы украшают её «родные сестры». Все три дома («дом Имзена» на Малой Конюшенной улице и дома №77 и 79 на Невском проспекте) построены по проекту знаменитого петербургского зодчего Павла Юльевича Сюзора, — рассказала Дарья Фурманская. — Украшающая все эти дома женская головка, несомненно, сделана по тому же образу, что и в Орле.
Но питерские «женские головки» более детально проработаны и лучше сохранились. Фурманская отмечает, что питерские дома украшают скульптуры античной поэтессы Сапфо и Венеры с яблоком.
Что касается орловской незнакомки, то Дарья считает, что это рельефная головка — копия знаменитой античной скульптуры, известной в России как Венера Таврическая.
Здание регионального УМВД, ул. Тургенева, 15
Здесь по фасаду можно увидеть несколько скульптур. Да-да! А вы не видели?!
Само здание родом из XIX века. Оно принадлежало орловским дворянам по фамилии Лоренц. Во второй половине XIX века государство его выкупило. В 1930 году произвели его капитальную перестройку, надстроили два этажа. С 1943 года здание занимает УМВД.
К сожалению, в архивах Управления не удалось найти сведений об скульптурах в нишах.
— Это образцы советской скульптуры, которые часто появлялись на зданиях, сооружениях этого периода, — рассказал Виктор Ливцов. — Скульптуры воинов, комсомольцев, пионеров, чекистов стояли перед техникумами, клубами. Например, перед музыкальным училищем на пилонах стояли две скульптуры, изображавшие участников оркестра, играющих на музыкальных инструментах. К сожалению, позже они были сломаны.
Видимо, здание УМВД — редкий образец, где такие скульптуры уцелели.
Жилой дом, ул. Комсомольская, 44
Верхний этаж жилого дома венчает пара — мужчина и женщина. С этой скульптурой связана красивая легенда.
20 с лишним лет назад два компаньона компании «Холикон» Владимир Матвеев и Валентина Суровнева решили построить красивый и необычный дом в центре Орла, на месте котлована. И построили. Дом вышел в виде корабля, его нос «глядит» прямо на проезжую часть улицы Комсомольской. Но у корабля должен быть оберег! Например, в древнем мире греки на носу судна возводили скульптуру покровителя — Посейдона, Афины и т.д.
И на верхнем этаже орловского дома-корабля тоже появилась скульптурная композиция мужчины и женщины. Но кто они?
Говорят, что мужчина — это Матвеев, а женщина — Суровнева. Такая легенда.
Но, может быть, в ней есть хоть какая-то доля правды? Мы дозвонились до Валентины Суровневой и прямо спросили: легенда это или быль?
— Имеет основание быть правдой, — не стала отрицать Валентина Суровнева. — Это наш первый дом. И название компании «Холикон» трактуется как мужское и женское начало (кстати, логотип компании на официальном сайте — это символичный знак «Инь и Янь» — прим. ред.). В нашей компании два учредителя — мужчина и женщина. Прошло 20 с лишним лет, а наша компания в таком профессиональном тандеме успешно реализует свои проекты. Это редкость.
Суровнева рассказала, как идея приобрела скульптурные очертания.
— Идею в жизнь воплотил известный орловский скульптор Валерий Михеев. Немного ему попозировали. И получилась такая вот композиция, — поведала Валентина Суровнева.
Так что проходя по Комсомольской, задержитесь у носа дома-корабля № 44 и увидите красивую композицию с красивой историей.
… Увы, многие скульптуры в Орле утрачены. В своё время была критика «женщин с веслом». Конечно, перебор был. Но то была попытка введения в архитектурную среду, ландшафт элементов пластики. И сегодня этого не хватает. Может, должна быть современная система пластики, новые формы дизайна, которые оживят городскую среду, сделают её интересной и одновременно гармоничной. Но должна быть! Только плоскости из стекла и плитки – безлики.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.