Почему Ленинский мост в Орле всё-таки Александровский?
Его история началась еще в 1876 году. Тогда по проекту двух инженеров началось строение высоководного моста. И 2 марта 1880 года мост был открыт и назван в честь 25-летнего царствования царя Александра II. К слову, вошедшего в историю России как проводник широкомасштабных реформ. Именно он был инициатором ликвидации военных поселений (1857), отмены крепостного права (1861), Финансовой реформы (1863), Реформы высшего образования (1863), Земской и Судебной реформ (1864), Реформы городского самоуправления (1870), Реформы среднего образования (1871), Военной реформы (1874). Все эти преобразования решили ряд давно наболевших социально-экономических проблем, расширили права гражданского общества. Александр II в русской дореволюционной и болгарской историографии называли не иначе как: Освободи́тель – в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии.
В 1919 году мост переименовали в честь «вождя мирового пролетариата». Что неудивительно. Орёл стал вторым городом в стране, где установили памятник В.И. Ленину – ещё при его жизни, в 1920 году. Ну да продолжим историю про мост.
4 августа 1943 года, во время Великой Отечественной войны, мост был взорван немецкими войсками. После того, как немцы покинули город, была начата глобальная реконструкция наиболее важных объектов. Александровский мост тоже пытались воскресить, однако добиться его первоначального вида не удалось. Краевед, профессор Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Виктор Ливцов подробно рассказал о том, как мост выглядел раньше: https://www.youtube.com/watch?time_continue=82&v=k3AP7k2enHw
В 1954 году поставили клёпаную металлическую конструкцию, мост был расширен на несколько метров для того, чтобы по нему можно было пустить автомобильное движение. До 1973 года по нему даже ходили трамваи. А позже стал пешеходным.
К концу XX века Александровский мост окончательно пришел в негодность: строение сильно прогнулось под тяжестью бетона и асфальта, а металлические компоненты подверглись коррозии. В 1989 году специалистами экспертной комиссии было сделано заключение о том, что дальнейшую эксплуатацию моста нужно остановить.
В 2003 году мост признали аварийным, сделали специальные ограждения для пешеходов, где тотчас расположились торговцы картинами, а пешеходы были вынуждены передвигаться исключительно с помощью транспортных средств в объезд. Денег на ремонт в бюджете не было.
О реконструкции моста задумались лишь в 2005. Планировалось открыть каскад из шести фонтанов, арки под мостом реконструировать под небольшие магазины. Но задумки не были воплощены в реальность. Фактически построили новый мост, более современный, с хорошим освещением и спусками, при этом частично сохранив исторический вид. На тот момент у руля городской администрации был мэр Александр Касьянов, который и довёл мост «до ума». Строили мост по ноябрь 2007-го – открыли 4 ноября. Некоторые орловцы до сих пор связывают старое название моста (Александровский) с именем бывшего мэра.
Кстати, чугунные ограждения, фонарные столбы и другие атрибуты украшения, отлили на заводе им. Медведева. Любопытно, что начав работы, строители обнаружили отлично сохранившиеся своды и арки, построенные ещё в 1880 году. Заговорили об их приспособлении к современному использованию. Но дело разговорами и закончилось. Подлинные элементы моста снесли и построили новое железобетонное. Куда делись старые конструкции, неизвестно. Этапы строительства моста хорошо неплохо отразил сайт «Город Орёл в картинках».
Сразу после окончания основного этапа строительства орловская мэрия объявила об акции «Впиши свое имя в историю города». Любой орловец мог внести определённую сумму денег на развитие моста, а взамен его имя бы выбили на тротуарной плитке, которой выкладывали тротуар. Например, минимальный взнос для выпускников школ составлял 5 тысяч рублей, для горожан – 7,5 тысяч. И, наконец, самое дорогостоящее удовольствие – это именной картуш с барельефом стоимостью в 1 миллион рублей. Участников этой акции мы можем лицезреть до сих пор. Просто посмотрите под ноги, когда будете подниматься по мосту.
Орловцы запутались – как называть мост: Александровский или Ленинский
Совсем недавно пресс-служба администрации города Орла выступила с официальным обращение к СМИ, в котором порекомендовала обратиться к историческому названию строения через реку Орлик. А именно: перестать величать мост Александровским, а писать, говорить, употреблять и думать о мосте лишь как о Ленинском. Удивительно, потому что сами власти во всех документах называют мост Александровским. Подробности по ссылке:
https://oreltimes.ru/news/obshhestvo/v-orle-sobirajut-podpisi-v-podderzhku-aleksandrovskogo-mosta/
Общественность, напротив, собирает подписи петиции, чтобы официально вернуть историческое название моста (Александровский). На момент написания материала «за» это проголосовали 199 человек. Кто победит» Александр II или В.И. Ленин, – покажет время. Но среди горожан мало найдётся людей, которые бы в обиходе называли этот мост Ленинским, в отличие от улицы Болховской, тоже переименованной в честь вождя.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.