Почему в Орле такой высокий транспортный налог, но плохие дороги
В редакцию ОрелТаймс поступил вопрос: почему в Орле одна из самых высоких ставок транспортного налога в ЦФО?
«Куда тратятся наши деньги? Боюсь предположить, что не на улучшение дорог. По Орлу невозможно ездить!», — именно такая формулировка проблемы от нашего читателя заставила нас задуматься и немного покопаться в истории вопроса. А действительно ли это так?
Начнём с главного: что такое транспортный налог и кто устанавливает его размер
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается законами субъектов РФ и, естественно, обязателен к уплате. Для льготных категорий граждан предусмотрены послабления и уменьшения в их уплате.
На просторах Интернета, как и на официальном портале Федеральной налоговой службы по Орловской области, с помощью специального калькулятора можно рассчитать суммы транспортного налога на свой автомобиль (яхту, мотоцикл и т.д). Он складывается из мощности двигателя, даты выпуска транспортного средства и самой ставки налога. Кроме того, федеральным законом устанавливается повышающий коэффициент на автомобили дороже 3 млн рублей (1,1). Самый высокий коэффициент — для автомобилей стоимостью выше 15 млн рублей (3). Они одинаковы для всех субъектов РФ.
Транспортная ставка на уровне Москвы
А вот ставка налога на транспорт регулируется законами Орловской области. И она, действительно, на уровне Москвы, где зарплаты гораздо выше орловских..
Итак, с подробной таблицей ставок, установленных законом Орловской области от 26.11.2002 № 289-ОЗ «О транспортном налоге» в редакции 2020 года, вы можете ознакомиться здесь.
Мы же проведём немного аналитических параллелей между Москвой, Орлом и, например, Брянском:
- автомобили легковые с мощностью до 100 л.с.: Москва и Брянск 10 рублей за лошадь, Орёл – 15 рублей;
- для автомобилей мощностью от 100 до 150 и от 150 до 200 л.с. разница незначительная, всего в рубль, но она есть! В Орле дороже;
- для водного и воздушного транспорта, коего в Орле раз-два и обчёлся, налоговая ставка (4000) вдвое выше показателей Москвы и Брянска (2000).
Это лишь краткий обзор, характеризующий величину установленной налоговой ставки на территории Орловской области. Отметим, первое существенное повышение ставок произошло в 2013 году, когда у руля в регионе стоял Вадим Потомский.
Сколько это в рублях, Зин?
Сама по себе ставка, конечно, ни о чём не говорит пешеходу. Но любой орловец, у которого есть автомобиль или яхта, буквально на физическом уровне ощущает эту парадоксальную несправедливость: «Машину проще оформить в Брянской области, где ставки ниже, чем в Орле. А дороги там лучше!», — классическая метафора любого орловского автовладельца.
К примеру, на автомобиль 2018 года мощностью 180 л.с. вам придётся ежегодно отчислять в региональную казну порядка 9000 рублей.
Транспортный налог по собираемости, или в структуре налоговых поступлений, занимает, конечно, не первое место. В лидерах — налог на прибыль организаций и НДФЛ (по сути, уплачиваемый также из нашего кошелька). Но вот загвоздка: в УФНС отмечают, что положительная динамика в 2020 году сложилась по налогу на прибыль и транспортному налогу. Сборы по последнему выросли значительнее всего: в 2019 году они составили 881 млн рублей, в 2020 — почти миллиард (909 млн рублей). Вы скажете – больше стало машин. Не от плохой же жизни! Отчасти вы будете правы: в 2019 году на каждую 1000 жителей в Орловской области приходилось в среднем по 329,8 собственных легковых автомобиля, что вдвое выше показателей 2015 года. Тем не менее, оставим чужие кошельки – лезть в них дело неблагодарное. Поэтому оставим в стороне этот вопрос и вернёмся к сути: я купил машину, плачу налоги, куда идут мои деньги.
Всего за прошедший год в области было собрано порядка 20 млрд налогов: часть ушли в федеральную казну, часть остались в регионе на сблансированность бюджета, часть распределена по районам. Но в данном аспекте нас интересует другое: так на что тратится почти миллиард транспортного налога, который, в отличие от многих других, поступает исключительно в бюджет Орловской области.
Куда идут средства, собранные с уплаты транспортного налога
Ранее, до реформы от 1 января 2003 года, вводящей транспортный налог как таковой, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии.
Сегодня же налог данного типа, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, перечисляется в бюджет региона и может быть потрачен практически на что угодно:
- дорожную отрасль;
- на заработные платы бюджетников;
- строительство важных для регионов объектов.
Зачастую именно это и беспокоит автовладельцев – при достаточно большом транспортном налоге велика вероятность, что все средства пойдут не на укладку асфальта, а на то что-либо иное. Да, так и есть: транспортный налог можно тратить не только на улучшение состояния дорог, а на любые потребности региона.
Во многих регионах (в Орловской области, в частности) власти продолжают формировать дорожные фонды, в которые из бюджета делаются определённые вливания. Но величина поступлений зачастую попросту недостаточно велика для поддержания дорожной отрасли даже в удовлетворительном состоянии, не говоря уже о большем. В большинстве случаев за счёт транспортного налога осуществляется латание дыр в бюджете.
Мы очень надеемся, что доходчиво ответили на главный вопрос, волнующий всех орловских автомобилистов. Ну а всё остальное, как говорится, дело самих автомобилистов. Законы Орловской области создают не боги и даже не Москва. Работайте со своими депутатами, которым вы доверили защищать свои интересы – глядишь, и что-то изменится для любителей авто к лучшему.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.