Проект «Аллея Почёта Орелтаймс»
«Орелтаймс» притягивает людей. Лучших в своём деле. И вместе с ними создаёт новый проект «Аллея Почёта Орелтаймс».
Наши герои – рабочие промышленных предприятий, аграрии, школьные учителя, врачи, студенты и другие люди, чей труд архиважен для всех, но чьи успехи обычно замечают лишь в узком кругу коллег. Возможно, это ваши друзья, соседи, знакомые или незнакомые, но несомненно – достойные. А может, это вы сами?
Мы разыщем талантливых, трудолюбивых орловцев и расскажем об их достижениях. Нашу Аллею Почёта открывает удивительный учитель.
Как педагог из Орла Елена Кузнецова училась простым вещам у слепой школьницы
Три с лишним года назад в орловский лицей № 4 в 1«В» пришла учиться слепая девочка Надя. С того самого момента профессиональная жизнь её учительницы Елены Кузнецовой круто изменилась.
Елена Васильевна имеет 15-летний опыт работы в начальной школе. Но одно дело – учить обычных ребятишек, другое – слепого ребёнка. В Орле нет курсов по подготовке учителей к работе с незрячими детьми. Есть лишь общие программы для детей с ограничениями возможности здоровья (ОВЗ), но в каждой категории своя специфика, и общее не может дать ответы на частное.
А у Елены Кузнецовой с приходом в класс Нади появилось много вопросов. Можно ли обращаться к классу, где учится слепой ребёнок: «Ребята, посмотрите»? Надо ли Наде при ответе вставать, как другим детям, или можно отвечать сидя? Как слепому ребёнку дать представление о цветах, окружающем мире? Орловские коллеги лишь пожимали плечами…
И Елена Васильевна начала разыскивать в Интернете интернаты для слепых. Всем разослала письма не с просьбой, а с мольбой: «Помогите! Я учу слепого ребёнка». Интернаты отозвались, в частности из Хабаровска. По сей день с ними Елена Кузнецова на связи…
Немалый шок испытала педагог, когда открыла учебник по Брайлю. Белые листы с выпуклыми точками так её напугали, что накрыло отчаяние: она ничего не сможет дать слепой девочке. Но упорство и желание помочь ребёнку взяли верх. И Елена Васильевна начала сама изучать систему Брайля, искать способы работы с такими детьми.
Дальше – больше. Учитель перекроила свою работу с классом и выстроила учебный процесс таким образом, чтобы дети как можно больше отвечали, объясняли, проговаривали свои действия, то есть чтобы на уроке постоянно звучала живая речь.
Была ещё одна задача – чтобы ребята по-доброму восприняли Надю, а в её лице и других людей с тем же недугом. Елена Васильевна вместе с ребятами училась простым вещам: как можно помочь девочке, например, собрать портфель, подготовиться к уроку, проводить в столовую… И сегодня каждый ребёнок, в случае необходимости, готов помочь Наде без подсказки старших.
За три с лишним года с лишним Елена Кузнецова наработала уже собственную методику работы со слепым ребёнком. И когда ей предложили поделиться опытом с коллегами из других регионов в рамках Всероссийской олимпиады «Мой первый учитель», не раздумывая, согласилась.
– Я приняла участие в номинации «Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ», в частности слепых детей. Были мастер-классы, педсоветы и просто общение с коллегами. Для меня это ценно – это то, чего так не хватает в Орле, – считает педагог. – С олимпиады привезла много интересных задумок и идей.
На следующий год её 4 «В» выпустится в среднее звено. Елена Васильевна с трепетом ждёт этого момента. Но она уверена, что и у ребят, и у Нади, должно сложиться всё хорошо. А если и будут какие-то трудности, то они всегда смогут рассчитывать на поддержку своей первой учительницы.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.