Орловская область – одна из первых в очереди на банкротство
Эксперты предрекают критический рост закредитованности семи российским регионам, Орловская область – в их числе.
Всё очень и очень плохо. Несмотря на федеральную поддержку, региональные бюджеты один за другим рассыпаются, особенно, когда речь идёт о дотационных и закредитованных субъектах, коим, без сомнения, является и Орловская область. Но что ещё хуже: дальше будет гораздо сложнее.
Выжить любой ценой
Точечная финансовая помощь, выделенная федералами на борьбу с коронавирусной инфекцией, буквально проглатывается регионами, словно капля дождя в сухую погоду. Как неоднократно заявлял губернатор Клычков, первые 200 млн «московских» рублей были потрачены Орловской областью через неделю после «пополнения счёта». Оно и понятно: СИЗы, лекарственные препараты, судорожное перепрофилирование коечного фонда, и всё это наугад, в полной темноте, на фоне тотальной ликвидации и приостановки работы бизнеса и крупных производств. Но ведь жизнь продолжается! А значит, никто не отменял заработную плату сотрудникам государственных учреждений, погашение кредиторской задолженности области, наконец, сбора налогов, которые, к слову, всегда являлись весомым элементом доходной части орловского бюджета. Но с кого их собирать?!
Тогда правительство региона принимает, как нам видится, очень правильное решение, более того – единственно верное для предбанкротной Орловщины. Крупное производство переводится на ручное управление: при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований «заводам-пароходам» дают добро на функционирование. Чуть позже то же позволяют и среднему бизнесу. Достаточно ли этого, чтобы выжить и не скатиться в долговую яму? Увы, нет.
Почему губернатор Клычков так стесняется говорить правду Москве?
Давайте начистоту. Клычкову достался, действительно, очень непростой регион – тогда, в 2017 году. Сложный по всем параметрам: коррупционным, производственным, общественным, культурным, но главное – финансовым. И он, действительно, не виноват ни в долге Орловщины в 16 млрд рублей на 2017 год (часть средств из которых – это долларовый эквивалент и кредиты коммерческих организаций за «успешные» сельскохозяйственные проекты), ни в изначально плачевном состоянии медицины, ни в малоэффективной системе управления. С одной стороны.
А с другой: на что рассчитывал Андрей Клычков? Был уверен в собственных силах или расценивал Орловщину как перевалочный пункт в реализации своих амбиций? Вопрос открытый. Так или иначе, вот уже два года региональный глава рапортует Москве о приросте регионального валового дохода и сокращении госдолга. Правда ли это? Отчасти. Если верить словам губернатора Клычкова, то госдолг от суммы собственных доходов сократился на 19 п.п. с 2017 года. Красиво звучит! Все довольны и хлопают в ладоши. Но если верить Минфину, то общий долг Орловской области вырос на 10,96% и составил 19,7 млрд рублей на 1 июля 2020 года. Произошло это в первую очередь за счёт кредитов в коммерческих структурах. Кроме того, год из года, принимая региональный бюджет, губернатор Клычков с радостью сообщает, что он «эффективный и бездефицитный». Правда ли это? Нет! Не может быть бюджет бездефицитным, когда 99% в его структуре занимают долговые обязательства.
И ещё: что мешает «эффективному» бюджету вернуть банкротящемуся Орлу 15% сборов от НДФЛ, о которых безрезультатно просят депутаты Горсовета? Ответ прост: это невозможно сделать в условиях, когда нужно сыграть красивую партию в отчётах перед Москвой.
Предпринимаются ли какие-то попытки изменить ситуацию?
И да, и нет. В любом случае, даже когда они предпринимаются, выглядит это весьма робко и делается через третье лицо, видимо, чтобы не терять репутационных очков. Например, совсем недавно, выступая перед Зюгановым, региональный глава, признавая острые бюджетные проблемы, обратился к лидеру партии с просьбой внести в правительство вопрос о «дифференцированном финансировании субъектов». Зюганов пообещал «исполнить поручение», однако… Либо от того, что просьба была слишком робкой, либо из-за невозможности исполнения, Орловская область в очередной раз просто перекредитовалась на 1,6 млрд рублей.
Что мы имеем сейчас?
Согласно последнему отчёту Счётной палаты, наш регион, хоть и не стал главным героем, как Мордовия, но засветилась знатно, заняв 4 место в ТОП-7 субъектов с предельной долговой нагрузкой: в 2020 году она составила почти 99,2%.
Есть в этой бочке дёгтя маленькая ложечка мёда: Орловская область медленно снижает уровень закредитованности.
По данным Счётной палаты, в 2021 году он должен составить не более 84,4%, в 2022 году не должен превысить 78,7%, в 2023 году – 75,4%. Возможно ли это? Ох, не думаем.
Что дальше?
И вот мы плавно подобрались к самой сути вопроса. Дальше – хуже. И это понятно даже без экспертов высокого ранга. Президент Путин уже неоднократно намекал региональным главам, передавая полномочия по управлению, что рано или поздно федеральный финансовый кислород на откачивание субъектов после коронавирусной пандемии закончится. Буквально накануне Владимир Путин продлил «ковидные» выплаты медикам и пообещал помочь «особо сложным регионам», в число которых попала и Орловщина. Но данные перманентные меры уже к 2021 году развернут (пусть и насильно) региональную власть в сторону коммерческого кредитования. Даже не стоит говорить, чем это чревато для множества регионов, особенно таких, как Орловская область. Уж очень наша бюджетная ситуация напоминает то, что сейчас происходит в банкротящейся Ингушетии.
Орловская область рискует повторить печальный опыт Ингушетии?
Ещё в 2019 году, в отличие от губернатора Клычкова, глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов честно и открыто заявил федеральному центру, что без вмешательства со стороны правительства страны Ингушетию ждёт коллапс в ключевых сферах экономики. В 2020 году его прогноз, увы, сбылся. Что там имеется сейчас? В отношении Ингушетии введено частичное внешнее управление Минфина.
Губернатор Клычков подобных заявлений не делает, однако это вовсе не значит, что Орловщина при всех сложившихся показателях не повторит судьбу Ингушетии. Это означает лишь то, что Андрей Клычков не повторит судьбу главы Ингушетии, утратившего доверие федерального центра.
Что делает правительство?
Удивительно, но факт: предпринимает совершенно противоречивые меры.
С одной стороны – планируется повысить «планку дефицита» для получения регионами коммерческих кредитов. Сейчас она составляет 10% для дотационных бюджетов, 15% – для автономных. Мотивация проста: мол, губернаторы на октябрьском заседании Горсовета заявили, что «содержащиеся в Бюджетном кодексе запреты не позволяют в достаточной мере финансировать мероприятия по борьбе с пандемией и восстановлению пострадавшей от неё экономики». В итоге Владимир Путин поручил Михаилу Мурашко до 15 января 2021 года «проработать критерии, на основании которых регионам будет позволено нарушать установленные ограничения». Проще говоря, брать в банках кредиты свыше 10% своего дефицита.
С другой стороны – понимая всю сложность и опасность данного решения, Владимир Путин всё на том же заседании Горсовета заявляет: «Сейчас нужно сделать всё, чтобы регионам не пришлось для покрытия дефицитов, для погашения бюджетных и казначейских кредитов снова и снова искать так называемые дорогие ресурсы на рынке, у коммерческих банков, и тем самым отвлекать средства от задач социального и экономического развития».
Так каков же итог?
Всё очень просто. Если для Орловской области будет повышена дефицитная планка для получения коммерческих кредитов, смеем предположить, что региональное правительство этим воспользуется. Другой вопрос: для чего? Есть несколько вариантов: вложиться в реальное развитие региона или в красивый отчёт для Москвы. Что выберет губернатор Клычков, покажет время.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.